Отстранение от власти в Египте первого демократически избранного президента поставило страну в положение неопределенности
Reuters
Отстранение от власти в Египте первого демократически избранного президента поставило страну в положение неопределенности. С одной стороны, военное командование, реализовавшее свой ультиматум, представило четкий план действий на ближайшие месяцы, итогом которого должно стать избрание нового руководства и создание новой Конституции. С другой, пока неясно, станут ли "Братья-мусульмане", еще вчера заявлявшие о готовности отдать жизни за свою "легитимную" власть, мириться с таким ходом событий. Как отмечают эксперты, на данный момент ясно лишь одно - реальная власть в Египте по-прежнему находится в руках тех, кто владел ею даже до свержения Хосни Мубарака.

Пока что процесс политических преобразований в стране идет по намеченному плану. Так, председатель Конституционного суда страны Адли Мансур, который в "дорожной карте" военных определен как временный исполняющий обязанности главы государства, принес присягу, передает Reuters. Непосредственно перед этой процедурой Мансур официально принял на себя полномочия главы КС - на этот пост он был назначен только 1 июля, и до сегодняшнего дня не успел вступить в должность.

- Аль-Барадеи - главный кандидат на пост главы переходного правительства

Праздничное для противников Мохаммеда Мурси событие египетские военные, ставшие движущей силой очередной революции, пообещали отметить с размахом. Как передает BBC, позже в четверг военно-воздушные силы Египта совершат парадный пролет над Каиром: самолеты выпустят из сопел разноцветный дым - по цветам египетского флага.

"Вторая волна революции, исправляющая ошибки"

Египет откатился в точку, где находился два года тому назад, приводит Inopressa мнение британского издания The Guardian, представленное в редакционной статье газеты.

Однако происходящее в Египте нельзя воспринимать новой революцией, ведущей к провалу "арабской весны". "Мы, члены оппозиции, говорим, что это не новая революция, а вторая волна революции, исправляющая прежние ошибки", - заявил "Голосу России" политический деятель Ахмед Нагиб.

"События в Египте - не конец "арабской весны", это ее корректировка, - соглашается глава международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов в беседе с РИА "Новости". - В стране, по сути дела, произошел мягкий переворот при активной поддержке снизу оппозиционными партиями, молодежными группировками и массовыми манифестациями в крупнейших городах".

Представители египетских властей, не принадлежащие к стану сторонников Мурси и "Братьев-мусульман", тоже подчеркивают, что произошедшее нельзя считать военным переворотом и насильственным захватом власти. "Не военные это начали, это было народное восстание", - заявил Foreign Policy посол Египта в США Мохаммед Тауфик. По его словам, сама египетская армия фактически является народным представителем, так как "там представлены все слои общества и она пользуется большим уважением", цитирует дипломата Inopressa.

На Западе опасаются, что генералы превратятся в хунту

Если египетское общество действительно разделяет это мнение дипломата, то вот мировому сообществу, чтобы поверить в бескорыстность военного командования Египта, нужны доказательства. Теперь, когда армия взяла контроль в Египте, ее главная задача в том, чтобы отказаться от него, пишет The Times. "Демократия должна стать исходом событий, - приводит мнение издания Inopressa. - В противном случае это было бы предательством "арабской весны".

Президент США Барак Обама высказался на эту тему следующим образом: "Я призываю египетских военных быстро и ответственно продвигаться к тому, чтобы вернуть всю полноту власти демократически избранному правительству как можно скорее".

Эксперты, впрочем, успокаивают западное общество, возлагавшее на эту самую "весну" большие надежды: египетская армия не станет узурпировать власть. Как отметила в беседе с РИА "Новости" глава Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Елена Супонина, лишь когда стало ясно, что Мурси и оппозиция не сумеют прийти к компромиссу, военные вмешались, чтобы разрешить ситуацию. "Но быть военной хунтой на протяжении длительного времени генералы Египта не хотят", - считает эксперт.

"В Египте ничего не меняется": армия останется в тени, но у руля

По крайней мере официально, отмечает ряд специалистов. Так, эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко считает, что свержение Мурси есть очередное подтверждение того, что реальная власть в Египте принадлежит военным. Хосни Мубарак в свое время тоже ушел со сцены под давлением армии, теперь его судьбу повторил исламистский лидер. "Единственной авторитетной и организованной силой в Египте является армия, и все игры в либерализм - это профанация", - заявил эксперт "Правде.ру".

"Придя к власти, Мурси оказался во главе не подчиняющегося ему государства, - согласился в беседе с Le Figaro, которую цитирует Inopressa, специалист по Египту и политическому исламу Стефан Лакруа. - В действительности он был обречен на провал с самого начала".

"Что будет дальше происходить в стране дальше? Ничего хорошего. Во-первых, среди египетского генералитета нет харизматичной фигуры, готовой к реформам, к преобразованиям. С учетом нынешних социально-экономических условий Египет обречен на блуждание по кругу, - считает Сергей Демиденко. - Надо проводить реформы. А фигура или группа лиц, которая была бы способна начать этот процесс, в генералитете отсутствует".

Вероятно, считает эксперт, армия будет привлекать к управлению страной людей "со стороны". Как, впрочем, и раньше: "Они сейчас дали "порулить" исламистам, исламисты себя дискредитировали. Теперь они пустят к рулю либералов... Армия снова поставит у руля гражданских, а сами военные при этом останутся теневыми лидерами, которые будут управлять новым правительством, дергая за ниточки. В Египте ничего не меняется".

"Братьев-мусульман" посадили в тюрьму к Мубараку

"Сейчас вопрос в том, не начнут ли сторонники Мурси - несмотря на решение военных - гражданскую войну", - заявил RT бывший американский дипломат Джон Грэм. По его мнению, политический раскол в стране настолько велик, что вероятность такого развития событий исключать нельзя.

Очевидно, что египетские военачальники и сами понимают степень риска, потому и идут на превентивные меры. Например, именно так было объяснено заключение под стражу самого Мурси и "охота" на "Братьев-мусульман". Вероятно, дабы те, оставаясь на воле, не возглавили протест.

Горькая ирония заключается в том, что уже арестованных членов исламистского движения поместили в тюрьму Тора под Каиром, где содержится свергнутый ими бывший президент Мубарак, а также ближайшие его сторонники, передает Reuters.