В среду на заседании комиссии Сейма по делам органов правосудия и правам человека Серемет выразил "беспокойство" в связи с этим, подчеркнув: "В польском расследовании не наступит существенного прогресса, пока мы не получим соответствующих доказательств: бортовые самописцы, обломки самолета и протоколы вскрытия жертв". Цитату приводит ИТАР-ТАСС.
На том же заседании глава Военной окружной прокуратуры Иренеуш Шелонг сообщил, что у следствия пока недостаточно доказательств, чтобы формулировать обвинения лицам, ответственным за перелет, как с польской, так и с российской стороны. По его словам, прокуратура будет рассматривать эту версию формально, то есть соответствовали ли действия лиц определенным правилам и можно ли их расценивать как умышленное или неумышленное преступление.
Военной прокуратурой был определен круг служб, участвовавших в подготовке полета, среди которых канцелярии президента и премьера, МИД, министерство обороны, правительственная служба безопасности, посольство Польши в Москве, Агентство национальной безопасности, Генеральный штаб, сказал Шелонг.
Главный военный прокурор Кшиштоф Парульский отметил, что до сих пор актуальны все ранее заявленные версии причин трагедии, среди которых технические неполадки самолета, действия экипажа, организация полета и действия третьих лиц, в том числе, покушение. "Рассматриваются возможные нарушения как польского, так и российского наземного персонала", - сказал он, добавив, что прокуроры работают также над версиями "чрезмерного риска со стороны экипажа", "недостатков в надзоре и планировании полета", "недостаточной метеорологической подготовкой полета", профессионального несоответствия экипажа.
После каникул запланировано еще два подобных заседания: одно на тему событий с момента взлета и до трагического инцидента и второе, касающееся всех контактов с российской стороной, в частности, переговоры экипажа с диспетчерами аэропорта в Смоленске.
Напомним, накануне правительство Польши впервые выразило официальное недовольство в адрес России. Премьер Дональд Туск заявил, что "сотрудничество с россиянами выглядит хуже, чем в начале", и что польская сторона ожидает информацию и объяснения о причинах, затрудняющих передачу необходимых документов.
Глава кабинета сообщил, что в ближайшее время потребуется визит в Москву главы МВД Ежи Миллера, и добавил, что в случае необходимости сам проведет переговоры с руководством РФ.
Сам Миллер, курирующий расследование причин авиакатастрофы, сообщил, что "комиссия практически завершила работу над фактами, касающимися самолета, пилотов, организации полета, доступными в Польше". "Остальное требует знакомства с российскими документами, и эта часть следствия не может быть завершена", - сказал он.
Кроме того, в понедельник Gazeta Wyborcza сообщила, что представитель республики при базирующемся в Москве Межгосударственном авиационном комитете (МАК) Эдмунд Клих направил российским коллегам "жесткое" письмо с требованием передать информацию, согласно обязательствам международного сотрудничества.
Как заявляет польская сторона, российским коллегам было направлено в общей сложности пять запросов о правовой помощи, которые были выполнены лишь частично.
Авиакатастрофа произошла 10 апреля, когда самолет, в котором польская политическая элита во главе с президентом Лехом Качиньским летела на памятные мероприятия в Катынь, заходил на посадку на аэродром Смоленска в условиях тумана. Погибли все 96 человек, находившихся на борту.
Варшава и Москва проводят отдельные расследования причин трагедии. Российские эксперты смогли расшифровать примерно три четверти записей речевых самописцев, 25% разговоров оказались зашумлены.
В конце мая Россия передала Польше копии записей "черных ящиков", оригинал уцелевшего эксплуатационного регистратора польского производства, который тоже фиксирует показания приборов. В военную прокуратуру Польши поступило 1300 документов, в том числе показания около 200 свидетелей, протоколы допросов работников наземных служб, данные судебных медиков, списки личных вещей пассажиров.
В предварительном отчете комитета о причинах катастрофы под Смоленском виновными опосредованно назвали пилотов. Однако ряд экспертов считают, что настоящей причиной трагедии могли быть неточные данные, предоставленные экипажу диспетчером Смоленского аэродрома.
В конце июля в польском издании Newsweek вышел материал, в котором МАК представлен как "абсолютно коррумпированная организация", которая "традиционно возлагает вину за авиакатастрофы на пилотов для защиты собственных интересов".
Министр юстиции России Александр Коновалов объявил, что расследование этого "абсолютно беспрецедентного дела" продлено до шести месяцев - то есть, должно завершиться не раньше 10 октября. Глава ведомства заверил, что отношение следственных органов к этому делу - "сверхвнимательное", и установлением истины занимаются "лучшие силы следователей".