Опубликованные The New York Times показания социального работника Джин Дьюли были даны в окружном суде города Фредерик (штат Мэриленд), где она добивалась предоставления судебной защиты от возможных посягательств Айвинса. Ранее, по словам Дьюли, Айвинс говорил о намерении уйти из жизни "с блеском", убив своих коллег. Она также рассказала, что план убийства сотрудников микробиолог подробно изложил на одном из занятий групповой психологической терапии.
Психиатры, обследовавшие Айвинса, охарактеризовали его как явного социопата, склонного к убийствам, причем в особенности покойный микробилог был склонен к убийству из мести.
Напомним, в результате почтовых рассылок спор сибирской язвы в редакции газет и офисы Конгресса в 2001 году погибли пять человек. Долгое время главным подозреваемым ФБР считало бывшего коллегу Айвинса - Стивена Хэтфилла, но потом его оправдали и суд предписал выплатить Хэтфиллу компенсацию. К тому времени главным подозреваемым стал Айвинс, некогда принимавший участие в экспертизе, которую ученые проводили для следствия по делу о рассылках смертоносных спор. Причем коллеги Айвинса отнесились к заключениям следователей с недоверием. По их мнению, у него не было ни мотивов, ни возможностей для создания спор.
Как рассказывает в понедельник британская The Times, для своих коллег и друзей доктор Айвинс был тихим семейным человеком, который играл на фортепиано в церкви. Для агентов ФБР, расследовавших одно из самых зловещих криминальных преступлений Америки, он был серийным убийцей, чья одержимость сибирской язвой привела к трагедии.
Когда 62-летний Айвинс совершил самоубийство у себя дома в Мэриленде на прошлой неделе, ему оставались считанные дни до ареста в качестве психически неуравновешенного преступника, ответственного за рассылку штаммов сибирской язвы, терроризировавшего Америку через несколько недель после трагедии 11 сентября 2001 года.
Его смерть и последующее известие о том, что ему грозили обвинения в убийстве и смертная казнь, похоже, завершили один из самых пугающих и противоречивых эпизодов американской криминальной истории.
Поиски виновного в рассылке писем со штаммами сибирской язвы, которые послужили причиной гибели пяти человек, парализовали американскую почтовую службу и шокировали администрацию президента Буша, заняли несколько лет – из-за того, что следствие изначально пошло по неверному следу, что чуть было не привело к еще одной катастрофе, пишет The Times.
Когда в прошлом месяце сеть ФРБ вышла на Айвинса, он купил пистолет и бронежилет и, согласно судебным документам, хвастался, что "окажется в сиянии славы". Социальный работник, слышавший его угрозы, сказал судье в Мэриленде, что "он собирался захватить с собой всех".
Позже Айвинс был взят под присмотр психиатров и отстранен от посещения своего офиса в Научно-исследовательском медицинском институте инфекционных заболеваний американской армии в Форт-Детрик, штат Мэриленд.
Федеральные следователи, которые на протяжении нескольких лет преследовали другого подозреваемого в лаборатории Форт-Детрик, наконец вычислили Айвинса, поняв, что он и был ученым, осуществившим атаки, с техническими знаниями и доступом к спорам сибирской язвы. (Полный текст на сайте InoPressa.ru)
Прокуратора полагает, что он рассылал споры сибирской язвы в ошибочной попытке привлечь внимание и научно-исследовательские фонды к биологическим исследованиям в оборонных целях, которые, как он полагал, игнорировались.
В воскресенье также выяснилось, что у Айвинса было несколько патентов на созданные путем генной инженерии вакцины против сибирской язвы, которые могли обогатить его в случае распространения инфекции. Его самоубийство произошло через месяц после того, как американское правительство выплатило 6 миллионов долларов компенсации доктору Стивену Хэтфиллу, другому ученому из той же лаборатории, карьера которого была разрушена после того, как он ошибочно стал главным подозреваемым ФБР по делу о рассылке писем со штаммами сибирской язвы.
Неожиданный поворот в длительном расследовании шокировал многих коллег Айвинса, некоторые из которых утверждают, что власти совершили еще одно ошибку и довели ученого до самоубийства.
Айвинс, признанный эксперт по вопросам сибирской язвы, живший на скромную зарплату государственного служащего, сначала не подозревался в причастности, потому что он сотрудничал со следствием в расследовании преступлений, в совершении которых его позже обвинили.
Рассылки штаммов сибирской язвы в 2001 году привели к повышению затрат Пентагона на возможные вакцины для армии, и карьера Айвинса пошла в гору, так как он стал ключевой фигурой высокоприоритетной оборонной программы. За последние семь лет он написал 14 академических трудов о возможном лечении сибирской язвы и вакцинах, отмечает The Times.
Неясно, когда именно прокуратура начала подозревать его, но сообщения американских СМИ вчера фокусировались на серии случайных заражений в его лаборатории в конце 2001 – начале 2002 года. Айвинс, похоже, предоставил недостоверные сведения о случившемся, но еще долго не вызывал подозрений.
Освобождение Хэтфилла 27 июня привело к резкому ухудшению психического здоровья Айвинса. Он уже лечился от депрессии, и, по словам юристов, соглашение с Хэтфиллом открыло дорогу для предъявления обвинений другому подозреваемому.
После встречи с психиатром Айвинс начал посещать сеансы групповой терапии. Жан Дали, социальный работник, проводившая занятия, была так обеспокоена поведением ученого, что настаивала на вынесении в отношении него запретительного постановления.
На судебных слушаниях Дали заявила, что считала его "убийцей на почве мести... Когда он ощущает к себе пренебрежительное отношение, он замышляет и пытается осуществить убийства из мести".
Все это шокировало друзей Айвинса, один из которых обвинил ФБР в том, что они довели его до самоубийства. Другую картину представил его брат Том, который заявил репортерам, что не удивился, когда узнал, что Айвинс угрожал кому-то расправой. "Он считал себя богом",- сказал брат.
В прошлом месяце на одной из консультаций Айвинс угрожал расправой своим коллегам по работе. Позже он был задержан, отправлен в психиатрическую больницу на обследование и отстранен от работы в Форт-Детрик.
Ему разрешили вернуться домой в прошлые выходные, после чего он был обнаружен в бессознательном состоянии на полу ванной комнаты после принятия чрезмерной дозы обезболивающего. Он умер в больнице во вторник.