"Этнические осетины и этнические абхазы - это часть грузинской истории и культуры, это важная полноправная часть грузинского будущего. Мы уважаем их. На абсолютно равных правах с грузинами, со всеми другими они должны решать вопросы государственного устройства. Учитывая историю конфликтов, они должны не только иметь широчайшую автономию, но и гарантированно быть представленными в центральной власти Грузии, иметь возможность влиять на ее решения", - заявил Саакашвили.
Президент Грузии отметил, что Тбилиси не разрабатывает никаких силовых сценариев решения конфликтов. "Воинственных заявлений со стороны Грузии нет и быть не может. Налицо укрепление грузинской государственности, и к этому должны все привыкнуть", - подчеркнул Саакашвили.
По его словам "никто никому в мире не предлагал больше того", что предлагает Грузия Южной Осетии: "по Южной Осетии мы составили список всего, чего осетины когда-либо требовали: автономия, свободная экономическая зона, полное самоуправление, развитие культуры, язык, представительство в центральных органах власти, облегченный переход границы с Россией, возвращение беженцев, реституция".
- Хронология конфликта в Южной Осетии
- Грузия и Южная Осетия: кто кому должен?
"Все, о чем они когда-нибудь только думали, даже не говорили вслух, все это мы туда записали. Они же говорят, что до конца нам не верят. Но есть же гарантии! Гарантами должны быть Евросоюз, большие страны - Россия, США. Надо восстановить доверие", - сказал Саакашвили.
Он добавил, что "то же самое касается Абхазии". Но такая мягкая позиция Грузии не означает, что она готова отдать свои территории.
"Все должны понять: никогда ни одно руководство Грузии не примирится с отделением этих территорий", - подчеркнул президент. Комментируя возможность применения к Абхазии и Южной Осетии модели Косово, тоже добивающегося независимости, Саакашвили сказал: "Чем больше в Москве будут говорить о применении косовского варианта, тем все более скептически будут во всем мире к этому относиться".
Касаясь вопроса европейской интеграции, Саакашвили высказал мнение, что Грузии удастся вступить в НАТО до завершения его первого президентского срока, то есть до 2009 года.
"Мы стремимся в НАТО не в укор кому-нибудь. Это соответствует нашим ценностям. Грузия будет себя чувствовать более спокойно, демократия будет более защищенной. Мы сами себе прокладываем дорогу успехами наших реформ. Я настроен оптимистично. Думаю, вопрос вступления решится в короткие сроки. В мой президентский срок", - отметил он. Что касается введенного недавно запрета на ввоз грузинских вин в Россию, то, по словам Саакашвили, санитарные претензии, "не выдерживает не только критики, но и вообще проверки на здравый смысл".
"С качеством этих вин никогда не возникало проблем. В прошлом году мы приняли радикальные меры по предотвращению фальсификации вина. Мы получили сертификаты на ведущих европейских рынках. Это Англия, Италия, Франция, у нас есть американский сертификат. Это гораздо строже любых других норм в мире. И вдруг в тот момент, когда на рынках практически не осталось фальсифицированных грузинских вин, объявляют, что грузинские вина фальсифицированы, и их запрещают", - говорит президент.
Решаться этот вопрос должен, по мнению Саакашвили, на политическом уровне: "Эта не та проблема, которая должна создаваться третьестепенными органами, санитарными или другими. Это надо решать на политическом уровне".
Также грузинский президент высказал сожаление по поводу результатов проведенного недавно опроса, согласно которому 94% опрошенных в Грузии респондентов считают, что Россия враждебно настроена по отношению к Грузии.
"Это очень печально. Есть аналогичные опросы общественного мнения в России, они тоже удручающие. Россия наш естественный партнер, друг, надеюсь, и союзник во всех больших делах. В руководстве Грузии нет антироссийских или тем более антирусских деятелей", - заявил Саакашвили.
По его словам причина такого подозрительного отношения жителей Грузии заключается в том, что "некоторые шаги России очень сложно объяснить". И тем не менее "Грузия никуда от России не собирается убегать. И не сможет убежать, даже если захочет. Мы должны дружить", - считает Саакашвили.