Как рассказали моряки, "Горизонт-2" вышел в рейс в начале января из кенийского порта Момбаса на лов креветок у южного побережья Сомали. Кенийский агент "Горизонта-2" заверил, что российских рыбаков ожидает там богатый улов, так как ему об этом якобы сообщил сомалийский родственник, который и нашел морякам местного агента - Мохамуда Али Шире, связанного с портовой мафией. Именно с ним связаны все беды россиян.
"В январе начались шторма, которые не прекращались и в феврале. Половить не удалось. Не дождавшись прибыли, Мохамуд начал требовать деньги", - вспоминает моряк Владимир Калинин.
С конца января Мохамуд Али Шире увеличил охрану судна до восьми человек и заявил, что сделал это в интересах моряков, но на самом деле фактически взял их в заложники. Сумма так называемых "расходов" агента, то есть выкупа, быстро достигла 100 тыс. долларов. "После этого нам не только запрещали покидать судно, но и не разрешали работать, - говорит моряк В. Сычев. - Мохамуд боялся, что мы сумеем убежать".
За три месяца заточения моряки не могли покинуть судно и сойти на берег. "Нам запрещали все. Без разрешения могли только спать", - вспоминают моряки. Когда закончились продукты, агент заявил, что будет поставлять нам еду в обмен на топливо. Он откачал остававшиеся две тонны, а на вырученные деньги купил продовольствия, но рыбакам почти ничего не дал.
Все 100 дней рыбаки протянули на макаронах и плохо пропеченном местном хлебе и воде. С водой тоже были проблемы: лишь в конце пленения экипаж стал получать чистую воду, а до этого рыбакам давали солоноватую жидкость с песком и илом. По словам моряков, когда работал дизель, они по капле собирали пресную воду с кондиционеров.
Моряки даже не могли сообщить о своем положении в российское посольство в Эфиопии, представители которого регулярно связывались с ними по рации. Капитан судна В. Гурешидзе сказал, что в ходе сеансов связи моряков контролировал переводчик-сомалиец, учившийся в Кишиневе.
Руководство компании "Европа-транс" к концу апреля собрало требуемые деньги. Для этого пришлось продать траулер "Горизонт-1". Купивший его судовладелец Алесандро Баста взял на себя посредничество и сумел наполовину сбить сумму выкупа. Даже получив деньги, Мохамуд Али Шире несколько дней тянул. Он хотел заручиться факсом от посольства России в Эфиопии с подтверждением его якобы хорошего отношения к российским гражданам. Мохамуд требовал, чтобы СМИ прекратили пятнать его "добрую деловую репутацию".