События, происходящие в арабском мире, относятся к той же волне, что и в Центральной и Восточной Европе, но являются следствием иных факторов, считает Мадлен Олбрайт.
Одна из новых проблем, которая наблюдается в России, Латинской Америке и в определенном смысле в Центральной и Восточной Европе, это специфическая демократия, пришедшая на смену эйфории. Демократия – это не событие, это процесс. Если он не дает людям жилья и работы, не ликвидирует голод, то общества замедляются в развитии, говорит бывший госсекретарь США.
Говоря о ситуации на Ближнем Востоке, Мадлен Олбрайт отметила, что в этом регионе и в прошлом были свои выборы и свои демократические движения. Смерть Ясира Арафата сыграла важную роль в процессе, который сделал возможными палестинские выборы.
Мадлен Олбрайт заявила, что она была против войны в Ираке, но верит, что выборы в этой стране имели большое значение и иракский народ может относиться к ним, как к своей победе.
По словам бывшего госсекретаря, арабы хотят, чтобы западные страны их поддержали, но они не желают становиться частью американского проекта, как Ирак. Война вызвала широкое распространение антиамериканских настроений и одновременно энтузиазм по поводу того, чего удалось добиться иракскому народу, считает она.
Иракцам необходимо правительство, новая конституция, референдум по конституции и новые выборы. Очень важно, что в Ливане люди выходят на улицу, и мусульмане и христиане, но мы должны помнить, что ливанцы пережили гражданскую войну. Раскол на конфессиональной основе пока не преодолен, предупреждает Мадлен Олбрайт.
В Египте, где Мадлен Олбрайт только что побывала, многие желают демократии. Один из самых серьезных кандидатов от оппозиции Нур находится в тюрьме, а его сторонники подвергаются репрессиям. Любая новая политическая партия преследуется с самого рождения. Выживает лишь "ориентированная оппозиция".
Кроме того, Мадлен Олбрайт рассказала о своем визите в Саудовскую Аравию: "Я ощутила там более сильное политическое брожение, чем ожидала. Я участвовала в работе Экономического форума в Джидде. Женщины были отделены от мужчин барьером, который не позволял их видеть из любой точки аудитории, но их мнением интересовались довольно часто: "Послушаем, что по этому поводу думают дамы". И "дамы" информировали министра труда, что не хотят различий между мужчинами и женщинами на рабочем месте. Муниципальные выборы в Саудовской Аравии можно считать лишь началом".
Мадлен Олбрайт считает, что "правильной политикой можно считать ту, которая позволяет США оказывать поддержку демократии и свободе".
"США – исключительная страна. Я настаиваю на этом. Демократия – это всеобщая ценность, но сегодня у нее американская марка. Есть и другие страны, помимо Соединенных Штатов, где она существует. Ее нельзя навязать. Там ее следует охранять и поддерживать. Мы должны задать себе вопрос, каким эхом может отозваться Америке навязанная демократия".
Отвечая на вопрос об отношении самих стран к демократизации, как в Ираке, Мадлен Олбрайт сказала: "Враждебное отношение к США на арабском Ближнем Востоке весьма ощутимо. Так, если с одной стороны, демократизация – это американская цель, с другой – она воспринимается в регионе как форма гегемонии, несамостоятельный выбор. И это меня беспокоит".