Кубинский лидер Рауль Кастро, которому сегодня исполняется 77 лет, одновременно отмечает свои первые 100 дней во главе "Острова Свободы"
periodico26.cu
Кубинский лидер Рауль Кастро, которому сегодня исполняется 77 лет, одновременно отмечает свои первые 100 дней во главе Острова Свободы. Однако 3 месяца его руководства страной отличаются от 50 лет правления Фиделя только немногочисленным "косметическими реформами", пишут мировые СМИ.

Как отмечает французская газета Le Figaro, эти перемены продемонстрировали всему миру лишь абсурдность ограничений, от которых страдают кубинцы. В какой еще стране необходимо разрешение государства на покупку мобильного телефона или проживание в гостинице? Управляемые партией престарелых бойцов Сьерра-Маэстра, кубинцы мечтают о США (полный текст на сайте InoPressа.ru).

- Режим держится на иностранных туристах и нефтяных "подачках" Уго Чавеса
- В будущем "Остров Свободы" уподобится Северной Корее

В маленьком зале Капитолия – точной копии вашингтонского Капитолия в центре Гаваны - стоит в ряд дюжина стареньких компьютеров, которые охраняет служащий, тщательно проверяющий документы клиентов. Так выглядит одно из двух государственных интернет-кафе в кубинской столице. Среди мер, принятых правительством Рауля Кастро после его официального вступления в должность главы государства в феврале 2008 года, самой символичной стало разрешение кубинцам пользоваться интернетом. Некоторые сайты, в том числе принадлежащие противникам режима Кастро из Майами, заблокированы, и в любом случае имена пользователей тщательно записываются.

Главным ограничением доступа, помимо низкой скорости соединения, является цена. Полчаса доступа стоит 3 "конвертируемых песо", это около 2 евро. Эта незначительная сумма, тем не менее, очень велика для страны, где средняя зарплата – около 150 песо в месяц, выплачиваемых, разумеется, во второй кубинской валюте, уже неконвертируемой: один такой песо стоит от силы 6 евроцентов.

Многие, на первый взгляд, значимые меры остаются виртуальными - разрешенные государством DVD-плееры, компьютеры и скутеры просто не доступны в стране, где каждая семья питается по продовольственным карточкам.

"На Кубе изменились, главным образом, ожидания населения: они высоки как никогда, – говорит Дагоберто Валдес Эрнандес, основавший и 14 лет проработавший главным редактором католического журнала Vitral. - Ирония в том, что в результате 50-летнего "кастризма" США превратились в мечту всех кубинцев".

Режим держится на иностранных туристах и нефтяных подачках Уго Чавеса

Стоит отметить, что после ухода Фиделя, его брат Рауль окружил себя престарелыми министрами из поколения бойцов Сьерра-Маэстра, которыми Кастро руководил в горах на юго-востоке острова в 1957 году. Так, первому заместителю Рауля, Хосе Мачадо Вентуре – 77 лет, Хосе Рамону Фернандесу – 85.

После краха СССР один из последних коммунистических режимов на планете был спасен благодаря нефтяным "дарам" президента Венесуэлы Уго Чавеса, и как отмечает издание, туризму.

Режим предлагает гостям тропического острова экологически-чистые пляжи, подлатанные старые американские машины, ром и музыку. Группы иностранцев в шортах прогуливаются по улицам старой Гаваны или городской набережной Малекон, пьют "мохито" в барах, где сиживал писатель Эрнест Хемингуэй, натягивают на себя береты "герильеро" и футболки с изображением революционера Че Гевары.

Это – лишь внешние декорации, – говорит Дагоберто Эрнандес. – На Кубе легко увидеть скрывающуюся за ними нищету. Стоит бросить взгляд вокруг себя – тут же увидишь, как обстоят дела на самом деле". На самом деле дома разваливаются под перекрашенными фасадами, нищета бросается в глаза, стоит отойти от туристических маршрутов. В библиотеках нет никаких книг, кроме мемуаров команданте Че Гевары и трактатов по марксизму. Нет газет, за исключением официальных печатных органов режима – Granma, Trabajadores и Juventud Rebelde.

В будущем "Остров Свободы" уподобится Северной Корее

"Существует три сценария, – говорит журналист Дагоберто Эрнандес. – Либо Рауль Кастро начнет настоящие структурные реформы, и страна выйдет из маразма, но для этого потребуются перемены. Либо он не решится, или не сможет, или ограничится косметическими мерами. В этом случае возникает третий сценарий – северокореизации Кубы. Этот вариант был бы самым жестоким по отношению к кубинскому народу".

Пока робкие реформы Рауля Кастро не в силах убедить кого-либо в том, что режим изменился. Несмотря на либерализацию интернета, студенты Гаванского университета в прошлом месяце узнали, что им отказано в десяти часах ежемесячного доступа, который им сначала предоставили.