Как отмечает французская газета Le Figaro, эти перемены продемонстрировали всему миру лишь абсурдность ограничений, от которых страдают кубинцы. В какой еще стране необходимо разрешение государства на покупку мобильного телефона или проживание в гостинице? Управляемые партией престарелых бойцов Сьерра-Маэстра, кубинцы мечтают о США (полный текст на сайте InoPressа.ru).
- Режим держится на иностранных туристах и нефтяных "подачках" Уго Чавеса
- В будущем "Остров Свободы" уподобится Северной Корее
В маленьком зале Капитолия – точной копии вашингтонского Капитолия в центре Гаваны - стоит в ряд дюжина стареньких компьютеров, которые охраняет служащий, тщательно проверяющий документы клиентов. Так выглядит одно из двух государственных интернет-кафе в кубинской столице. Среди мер, принятых правительством Рауля Кастро после его официального вступления в должность главы государства в феврале 2008 года, самой символичной стало разрешение кубинцам пользоваться интернетом. Некоторые сайты, в том числе принадлежащие противникам режима Кастро из Майами, заблокированы, и в любом случае имена пользователей тщательно записываются.
Главным ограничением доступа, помимо низкой скорости соединения, является цена. Полчаса доступа стоит 3 "конвертируемых песо", это около 2 евро. Эта незначительная сумма, тем не менее, очень велика для страны, где средняя зарплата – около 150 песо в месяц, выплачиваемых, разумеется, во второй кубинской валюте, уже неконвертируемой: один такой песо стоит от силы 6 евроцентов.
Многие, на первый взгляд, значимые меры остаются виртуальными - разрешенные государством DVD-плееры, компьютеры и скутеры просто не доступны в стране, где каждая семья питается по продовольственным карточкам.
"На Кубе изменились, главным образом, ожидания населения: они высоки как никогда, – говорит Дагоберто Валдес Эрнандес, основавший и 14 лет проработавший главным редактором католического журнала Vitral. - Ирония в том, что в результате 50-летнего "кастризма" США превратились в мечту всех кубинцев".
Режим держится на иностранных туристах и нефтяных подачках Уго Чавеса
Стоит отметить, что после ухода Фиделя, его брат Рауль окружил себя престарелыми министрами из поколения бойцов Сьерра-Маэстра, которыми Кастро руководил в горах на юго-востоке острова в 1957 году. Так, первому заместителю Рауля, Хосе Мачадо Вентуре – 77 лет, Хосе Рамону Фернандесу – 85.
После краха СССР один из последних коммунистических режимов на планете был спасен благодаря нефтяным "дарам" президента Венесуэлы Уго Чавеса, и как отмечает издание, туризму.
Режим предлагает гостям тропического острова экологически-чистые пляжи, подлатанные старые американские машины, ром и музыку. Группы иностранцев в шортах прогуливаются по улицам старой Гаваны или городской набережной Малекон, пьют "мохито" в барах, где сиживал писатель Эрнест Хемингуэй, натягивают на себя береты "герильеро" и футболки с изображением революционера Че Гевары.
Это – лишь внешние декорации, – говорит Дагоберто Эрнандес. – На Кубе легко увидеть скрывающуюся за ними нищету. Стоит бросить взгляд вокруг себя – тут же увидишь, как обстоят дела на самом деле". На самом деле дома разваливаются под перекрашенными фасадами, нищета бросается в глаза, стоит отойти от туристических маршрутов. В библиотеках нет никаких книг, кроме мемуаров команданте Че Гевары и трактатов по марксизму. Нет газет, за исключением официальных печатных органов режима – Granma, Trabajadores и Juventud Rebelde.
В будущем "Остров Свободы" уподобится Северной Корее
"Существует три сценария, – говорит журналист Дагоберто Эрнандес. – Либо Рауль Кастро начнет настоящие структурные реформы, и страна выйдет из маразма, но для этого потребуются перемены. Либо он не решится, или не сможет, или ограничится косметическими мерами. В этом случае возникает третий сценарий – северокореизации Кубы. Этот вариант был бы самым жестоким по отношению к кубинскому народу".
Пока робкие реформы Рауля Кастро не в силах убедить кого-либо в том, что режим изменился. Несмотря на либерализацию интернета, студенты Гаванского университета в прошлом месяце узнали, что им отказано в десяти часах ежемесячного доступа, который им сначала предоставили.