Во вторник, 1 июля, 47-летний Рютаро Нономура созвал пресс-конференцию по поводу обвинений в сомнительных тратах, которые незадолго перед этим прозвучали в его адрес со страниц газеты Kobe Shimbun. Издание рассказало, что за минувший год Нономура 106 раз посещал горячие источники за счет общественных фондов.
Вместо внятных объяснений Нономура принялся плакать, кричать, нести чепуху и биться головой об стол. Так, он пробормотал загадочную фразу "Во имя перемен в Японии и обществе я подверг риску собственную жизнь".
Общество жертв не оценило: в Японии, где правила приличия предписывают сохранять спокойствие и вежливость в любой ситуации, такое поведение чиновника вызвало глубочайшее недоумение и неприятие.
Сами по себе такие поездки не считаются незаконными, однако на них было потрачено 3 млн иен (около 30 тыс. долларов).
Общественность потребовала от депутата объяснить эти траты. Дело в том, что членам заксобрания префектуры Хёго выделяется 500 тыс. иен (5 тыс. долларов) в месяц на рабочие расходы, включая командировки, но предполагается, что эти деньги будут потрачены на официальные визиты и другие затратные мероприятия, связанные с исполнением служебных обязанностей.
Однако Нономура позволял себе однодневные поездки, в которых не было никакой очевидной рабочей необходимости, включая визиты в Токио и Фукуоку. Из 195 таких однодневных поездок большую часть составляют визиты в курортный город Киносаки с горячими источниками, который лежит за пределами его округа.
Истерика - крайне необычный для японцев способ реагировать на обвинения в растрате. Гораздо чаще разоблаченные казнокрады поступают куда более страшным способом, заканчивая жизнь самоубийством.
Так, например, в мае 2007 года покончил с собой министр сельского хозяйства Тосикацу Мацуока: мужчина повесился в день, когда должен был предстать перед парламентским комитетом по финансовым делам, чтобы ответить на вопросы о получении им денег в виде взносов на политические нужды от ряда компаний.
В 2012 году японский государственный министр по финансовой системе и по совместительству министр по реформе почтовой службы Тадахиро Мацусита был найден повешенным в своей резиденции в Токио. Это произошло на фоне серьезного замедления японской экономики.