Асад публично пожалел о сбитом турецком самолете и пояснил, почему не извинился
Global Look Press
Президент Сирии Башар Асад на фоне слухов о решении мирового сообщества создать в Сирии правительство национального единства и якобы уже имеющейся поддержке этого плана последними сирийскими союзниками - РФ и Китаем - слегка смягчил тон в отношении Турции, едва не ставшей причиной для военного вмешательства в сирийский конфликт. Комментируя инцидент со сбитым 22 июня сирийскими военными турецким самолетом, Асад, в частности, заявил, что сожалеет о случившемся.

"Я на 100% сожалею, что мы уничтожили этот самолет", - сказал он в опубликованном во вторник интервью турецкой газете Cumhuriyet, добавив, что "лучше бы его не сбивали".

Он также сказал, что в Сирии "до самого момента падения самолета не знали о его принадлежности турецким ВВС". "Самолет летел в воздушном коридоре, который до этого трижды использовала израильская авиация. Наши радары не смогли его опознать, и он сам не давал нам информацию, поэтому военные его сбили", - разъяснил Асад.

"Если принять на веру версию о намеренном уничтожении самолета, то возникает вопрос, какая выгода от этого Сирии. Если бы мы считали турецкий истребитель вражеским, то заявили бы об этом четко. Мы сказали, что он прилетел и был сбит, но он не был вражеским", - пояснил Асад, которого цитирует ИТАР-ТАСС.

Он подчеркнул, что на протяжении 10 лет Анкара проявляла исключительное дружелюбие по отношению к Сирии. "Зачем же мне делать шаг, который вызовет ненависть в Турции? Безосновательно и утверждение о том, что мы сбили самолет назло турецкой армии. На протяжении всего кризиса вооруженные силы Турции не сделали нам ничего (плохого)", - указал президент.

В то же время президент вновь подчеркнул, что турецкий самолет был сбит именно в воздушном пространстве Сирии, когда летел на низкой высоте, с помощью "небольшой батареей ЗРК", которая не поражает цели на удалении более 2,5 километра.

Если бы самолет, как утверждают в Анкаре, был бы сбит в международном воздушном пространстве, официальный Дамаск принес бы официальные извинения Турции, заверил Асад.

По его словам, каковы бы ни были разногласия между Анкарой и Дамаском, он не допустит,чтобы они переросли в открытый конфликт. "Мы не позволим нашим отношениям перерасти в открытое противостояние. Это нанесет вред и Сирии, и Турции. Мы уверены, что турецкий народ не хочет войны", - подчеркнул глава сирийского государства.

Он критически отозвался о позиции турецкого правительства, которое, по его мнению, может быть настроено на конфронтацию. "За 15 месяцев с начала событий в Сирии мы пытались многого добиться. Во-первых, решить внутренние вопросы и бороться в террористами. Во-вторых, защитить наши отношения с Турцией. Жаль, что турецкое правительство каждым своим шагом разрушало это", - продолжал президент. "И им удалось уничтожить все, чего мы добились. Хотя я думаю, наши отношения базируются все же на интересах наших народов", - добавил Асад.

Турецкий истребитель F-4 вылетел с авиабазы Малатья на востоке Турции. Анкара утверждает, что на его борту не было оружия. Она же признала факт кратковременного нарушения этим самолетом воздушного пространства Сирии. При этом турки уверены, что самолет был сбит уже после того, как он покинул воздушное пространство Сирии, куда залетел случайно.

По неофициальным данным, самолет был сбит новейшим зенитным ракетно-пушечным комплексом малой дальности "Панцирь-С1", поставленным ранее Сирии Россией. (После инцидента Россия пошла на уступки западным партнерам, отказавшись поставлять сирийцам свои знаменитые ракеты С-300. Однако на контракты по поставке тех же "Панцирь-С" он никак не повлиял.)

После происшествия Анкара потребовала у НАТО составить план по введению бесполетной зоны над Сирией. Именно с этого ранее началось иностранное военное вмешательство в Ливии, закончившееся свержением правившего там режима Муаммара Каддафи и приходом к власти оппозиции. Однако в этот раз Альянс согласия на операцию не дал.

Как отмечали эксперты, такому решению поспособствовал недюжий военный потенциал Сирии, уровень ПВО которой на три порядка выше ливийского. Таким образом, за прямое военное вмешательство альянсу пришлось бы заплатить слишком многими жизнями своих военных.

Зато риторика Сирии и ее политических оппонентов значительно ужесточилась. 26 июня премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с недвусмысленными угрозами в адрес Сирии, пообещав "принять серьезные шаги в рамках международных правовых норм".

Кроме того, Турция начала перебрасывать к границе с Сирией силы противовоздушной обороны. Одновременно неофициальные сообщения о передислокации военной техники к границе стали поступать и в Сирии, где уже больше года не прекращаются кровавые бои между противниками и сторонниками президента Башара Асада.