Памятники Сталину, Мао и Ленину соседствуют с менее известными персонажами, такими как первый президент Чехословакии Клемент Готвальд
Архив NEWSru.com
Около 20 статуй лидеров и героев авторитарных режимов находятся в расположенном на холме саду Харлана Р. Кроу, торговца недвижимостью из Далласа. Памятники Сталину, Мао и Ленину соседствуют с менее известными персонажами, такими как первый президент Чехословакии Клемент Готвальд. Здесь можно увидеть бывшую первую пару Румынии, Николае и Елену Чаушеску, рядом с основателем советской тайной полиции Феликсом Дзержинским и сербом Гаврило Принципом, убийцей наследника Австро-Венгерского пристола Франца Фердинанда.

Многие статуи, некоторые 20 футов высотой, были куплены у скульпторов или государств после падения режимов. Несколько, например, большой бюст Принципа, приобретены под свистящими пулями, пишет сегодня The New York Times (перевод на сайте Inopressa.ru).

У Кроу есть помощник - Тай Сосновский, высокий 36-летний техасец, который договаривается о покупке статуй и доставляет их в Техас. Это не всегда просто.

Был момент, когда Сосновский, когда-то изучавший историю в Университете Вашингтона и Ли в Вирджинии, пытался вывезти огромную статую Ленина из Грузии во время грузино-абхазского конфликта в 1992 году.

Статуя была создана грузинским скульптором Давидом Уручадзе в 1970 году, к 100-летию со дня рождения Ленина, и установлена в Ланчхути, на родине президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Но толпа, радовавшаяся прекращению официального правления Москвы, сбросила ее с пьедестала, и статуя была найдена на задворках склада без ног.

Сосновский связался с Уручадзе, который купил статую у грузинских властей, и приобрел ее. Чтобы доставить статую в Москву, Сосновский взял напрокат российский военный вертолет. Но статуя оказалась слишком тяжелой, поэтому ее пришлось везти, через грузинские и турецкие погранзаставы, на грузовике в Стамбул, откуда можно было переправить в Техас.

"Трое суток мне пришлось спать вполглаза, но дело того стоило", - заявил в одном из интервью Сосновский, который знает русский и сербохорватский языки, но не знает грузинского.

Цены на статуи бывают очень разными, например, бюст Дзержинского стоил несколько сотен долларов, а другие обошлись намного дороже, но Кроу Сосновский избегают разговоров о расходах.

Некоторые скульптуры были редкостью даже там, откуда они прибыли, например, миниатюрное скульптурное изображение беседующих Сталина и Мао, созданное в ознаменование их встречи в 1949 году. Через 10 лет, когда между Китаем и СССР возникли разногласия, скульптура оказалось в пыльном запаснике.

Есть здесь бронзовый бюст Фиделя Кастро, созданный мастером соцреализма Львом Кербелем. По словам Сосновского, в 1981 году Кастро несколько вечеров позировал Кербелю, который сделал гипсовый слепок, приобретенный Кроу в 1994 году. Из этого слепка в Далласе сделали бронзовый бюст.

Подобные коллекции - редкость. В этом конкурировать с Техасом может, пожалуй, Будапешт, где в городском парке собрано более 30 статуй коммунистической эпохи. В коллекции Кроу есть статуя Белы Куна, первого коммунистического лидера Венгрии, из бывшего здания тайной полиции в Будапеште.

Похоже, коллекция собирается не из любви к эстетике соцреализма: многие статуи стоят на газоне за гаражом в имении Кроу.

Кроу, унаследовавший огромную империю недвижимости, уклонился от ответа на вопрос, почему он коллекционирует эти статуи, но в одном из редких интервью он рассказывал о впечатлении, которое произвели на него фотографии статуи владельца алмазных копей Сесила Родеса, поверженные в 1979 году, во время непростой трансформации Родезии в Зимбабве.

"Этот образ преследовал меня много лет, - сказал он. - Я подумал, что статуи того времени надо спасать, иначе мы утратим какую-то часть истории". (Пока у Кроу нет статуи Родеса.)

Сосновский, который занимается развитием рынка недвижимости в Сараево и Москве, заявил, что его мотивом в собирании коллекции является "любовь к приключениям и истории".

Не все его экспедиции были успешными. Во время поездки в Камбоджу в 1997 году ему не удалось купить статую лидера красных кхмеров Пол Пота. Он не смог купить и статую Саддама Хусейна, когда в 1991 году ездил в северный Ирак. Но он говорит, что до сих пор мечтает о ней.

В коллекции американца есть скульптуры времен Второй мировой войны, в том числе бюсты Геринга и Муссолини.

Но главным образом собрание посвящено статуям и реликвиям коммунистических режимов, здесь есть, например, мемориальная доска из Сантьяго де Куба, посвященная Октябрьскому кризису, как на Кубе называют Карибский кризис 1962 года.

Наверное, самым странным экспонатом является бюст Принципа, который Сосновский купил в 1995 году в Музее боснийской молодежи. Музей находился недалеко от того места, где Принцип в 1914 году застрелил эрцгерцога Франца Фердинанда.

По словам Сосновского, он попросил кладбищенского камнереза разрезать бюст на четыре части, которые он погрузил в "Фольксваген" и вывез, через десятки блокпостов, в Германию.

"Принцип, как и грузинский Ленин, - мой любимец", - говорит Сосновский. - "Конечно, он немножко неуместен в этой компании, но с ним связаны события начала и конца ушедшего века".