Он заговорил на прошлой неделе, предоставив свежие данные по нескольким делам о терроризме. Работа с Абдулмуталлабом, которую ведет ФБР, вызвала резкую критику со стороны законодателей: они обвиняют администрацию президента Барака Обамы в небрежном ведении дела, т.к. Абдулмуталлабу предоставили право сохранять молчание, вместо того, чтобы приравнять его к военнопленному.
Однако в ФБР, по-видимому, использовали более гуманные методы воздействия. Через несколько дней после неудавшегося теракта два агента ФБР вылетели в Нигерию и уговорили семью Абдулмуталлаба помочь им. В США они вернулись уже вместе с родственниками террориста. Об этом рассказал высокопоставленный чиновник на условиях анонимности.
Представители ФБР продолжают допрашивать Абдулмуталлаба совместно с ЦРУ и другими спецслужбами. Президент Обама регулярно получает донесения о ходе допросов.
Тем временем политики продолжают обвинять Белый дом и разведывательное сообщество в том, что они рискуют жизнями граждан. Максимального градуса эта критика достигла в выходные, когда сенатор Сюзан Коллинс заявила, будто власти "несомненно предотвратили сбор важных разведданных о будущих террористических угрозах нашей стране".
Власти же надеялись, что информация о разговорчивости Абдулмуталлаба останется в тайне, пока они не расследуют всех его связей. Но подробности его дела стали просачиваться наружу, когда директора ЦРУ и Национальной разведки Роберт Мюллер и Деннис Блэр подтвердили, что получают информацию от террориста - им учинили допрос в сенатском комитете по разведке. Мюллер подтвердил, что допросы обвиняемого успешно продолжились даже несмотря на то, что Абдулмуталлаба уведомили о праве на адвоката и на молчание.
Вопрос о статусе террористов остается нерешенным с 2001 года, когда он был поднят. Верховный суд так и не решил, может ли правительство обращаться с гражданским лицом, обвиняемым в терроризме, как с военнопленным. В обоих случаях, когда он был близок к решению, президент Джордж Буш принимал решение направлять дела по террористам в гражданские суды.
Неясно также, каким способом удобнее получать информацию. Хотя администрация Буша и разрешила ЦРУ использовать для допросов секретные тюрьмы, она же неоднократно использовала и гражданскую судебную систему для разбирательства с террористами. Некоторые заключенные тюрьмы в Гуантанамо обеспечили ценную информацию, а другие отказались это сделать. Некоторые обвиняемые отказываются отвечать на вопросы, как только получают адвоката. Другие, как Абдулмуталлаб, соглашаются на разговор, хотя адвокат у террориста уже есть.
Умару Фаруку Абдулмуталлабу, 23 лет, инкриминируется попытка убийства 289 пассажиров и членов экипажа, применения оружия массового уничтожения. Заключение составлено большим жюри штата Мичиган, которое определяет вопрос о предании нигерийца суду.