Исход этих выборов, которые называют судьбоносными для Сербии, не берется предугадать ни один эксперт. По данным социологических опросов, шансы кандидатов на победу примерно равны, однако все будет зависеть от активности населения. Массовая явка на избирательные участки даст дополнительное преимущество действующему президенту.
В случае, если процент явки будет невысоким, победа, вероятнее всего, достанется Николичу, набравшему в первом туре голосования 39,9 процента голосов и опередившего своего оппонента на 4,5 процента. В четверг сербские социологические агентства опубликовали последние рейтинги претендентов, посулив Тадичу победу с минимальным (в 100 тыс. голосов) преимуществом.
Как отмечают наблюдатели, на финише президентской гонки претенденты, не изменив существа своих предвыборных программ, фактически поменялись местами с точки зрения стиля ведения кампании. Радикал Николич очень спокойно говорил о семейных ценностях, необходимости создания новых рабочих мест, о коррупции и экономической преступности, тормозящих развитие страны. В то же время лидер Демократической партии Тадич энергично и в весьма категоричной форме предупреждал об опасности возвращения в "мрачные девяностые".
Главным тезисом своей кампании Тадич выбрал сближение Сербии с ЕС. Однако Брюссель незадолго до второго тура выборов лишил его самого сильного козыря, отказавшись подписывать с Белградом соглашение о стабилизации и ассоциации, открывающее стране дорогу к интеграции в ЕС.
Взамен Сербии предложено промежуточное соглашение, облегчающее визовой режим и расширяющее возможности экономического взаимодействия с ЕС. При этом в Брюсселе дали понять, что в случае победы Николича даже такой формат сотрудничества с Сербией может утратить для ЕС смысл и привлекательность.
За исходом сербских выборов будут внимательно следить в Притштине. В случае победы Тадича там по указанию Запада могут слегка "притормозить" провозглашение независимости, дав возможность демократам отпраздновать победу. Если верх одержит кандидат радикалов, руки у Приштины и ее покровителей будут развязаны, и провозглашение независимости может последовать в любой момент.
Оба кандидата перед вторым туром посетили Москву. 25 января Тадич провел переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным и присутствовал на подписании рамочного соглашения в нефтегазовой области. Спустя три дня в российскую столицу по приглашению Госдумы прибыл Николич, где провел встречу с вице-премьером Дмитрием Медведевым.
Почти 8,5 тыс. избирательных участков на территории Сербии откроются сегодня в 07:00 по местному времени /09:00 мск/, голосование завершится в 20:00 (22:00 мск). В списках Республиканской избирательной комиссии (РИК) - 6,723 млн избирателей. Она обещала провести первую пресс-конференцию по итогам голосования, около 22:00 по местному времени (полночь мск), однако имя победителя вряд ли будет названо раньше понедельника.
Ведущее сербское социологическое агентство ЦеСИД сразу по завершении выборов выступит с прогнозными оценками результатов на основании данных exit-polls, сообщает ИТАР-ТАСС.
Программы кандидатов
Участники президентской гонки предложили избирателям практически полностью противоположные программы развития страны. Фактически единственное, что объединяет программные документы обоих претендентов - тезисы о необходимости сохранения Косово как части Сербии и углублении связей с Россией, сообщает РИА "Новости".
Избирательная кампания Тадича прошла под девизом "Войдем в Европу вместе". Действующий президент неоднократно заявлял, что видит будущее страны исключительно в составе европейского сообщества, куда и намерен привести Сербию за время своего второго мандата.
В свою очередь лидер радикалов Николич высказывается, в первую очередь, за стратегическое сотрудничество с Россией, а также Китаем, Индией, Японией и странами Латинской Америки. Вместе с тем, он пытается избавиться от навешанного на него журналистами и политическими аналитиками ярлыка: что в случае победы радикалов на выборах Сербию может ожидать международная изоляция.
При этом Николич, кампания которого проходит под лозунгом "Всем сердцем за президента", считает, что с западными странами необходимо сотрудничать только после того как европейское сообщество откажется от поддержки плана предоставления Косово независимости.
Идеи радикалов получили поддержку на парламентских выборах в Сербии, состоявшихся в январе прошлого года. Тогда Сербская радикальная партия, формально возглавляемая находящимся под следствием в тюрьме Гаагского трибунала Воиславом Шешелем, победила с результатом 28,59% голосов.
Остальные члены сербской политической элиты воздержались от поддержки кого-либо во втором туре. Коалиция из "Демократической партии Сербии" (лидер - премьер-министр страны Воислав Коштуница) и "Новой Сербии" (лидер - занявший третье место в первом круге президентских выборов министр инфраструктуры Велимир Илич) вместо ожидаемой поддержки Тадича отказалась отдать свои симпатии кому-либо из кандидатов.
Коштуница мотивировал это решение тем, что действующий президент не возражает против присутствия в Косово миссии Евросоюза (сейчас в крае находится военная и гражданская миссии ООН). По мнению, Коштуницы, как и многих аналитиков, присутствие европейцев в косовской автономии приведет к тому, что южная сербская провинция будет провозглашена независимым государством в обход ООН, где это решение на данный момент заблокировано.
Чедомир Йованович ("Либерально-демократическая партия"), занявший в первом круге пятое место, призвал своих избирателей голосовать "по совести и в соответствии с личными убеждениями". При этом Йованович остается фактически единственным из сербских политиков, кто заявляет о том, что Сербии нужно перестать бороться за Косово.