Каримов, который уже 15 лет правит многонаселенным, но самым бедным исламским государством из всех бывших среднеазиатских республик Советского Союза, всегда оправдывал свое жесткое правление опасностью планов мусульманских экстремистов по свержению режима, пишет Der Standard (перевод на сайте Inopressa.ru).
Правительство упорно возлагает ответственность за недавние террористические акты в Узбекистане на обосновавшуюся в Лондоне исламскую партию "Хизб ут-Тахрир". Ее мнимые и действительные приверженцы, по данным правозащитных организаций, составляют большинство из как минимум шести тысяч политических заключенных в стране.
Всего за несколько дней до терактов у посольств в Ташкенте начался первый процесс против 15 мнимых террористов, которых обвиняют в том, что они прошли курс обучения у иностранных исламистов и причастны к серии весенних терактов. Тогда в перестрелке с военными погибло 47 человек, в основном предполагаемых экстремистов.
Уже в марте партия "Хизб ут-Тахрир" отвергла свою причастность к терактам, зато новая группировка "Исламский джихад" уже во второй раз взяла на себя ответственность за террористические акты. По мнению экспертов по безопасности, эта группировка, возможно, состоит из осколков Исламского движения Узбекистана, которое было разгромлено в ходе войны США против Афганистана.
Теракты в Узбекистане пришлись на период, имеющий для главы государства решающее значение. Каримов, который в 2001 году предоставил в распоряжение США военную базу для ведения войны в Афганистане и с тех пор считается важным региональным союзником в борьбе против терроризма, в последние месяцы снова все больше ориентируется на Москву и Пекин.
Российский нефтяной концерн "Лукойл" в июне, после визита Каримова в Москву, где он назвал Россию "первостепенным партнером" Узбекистана, получил контракт на разработку газового месторождения стоимостью в один миллиард долларов.
Фоном постепенного поворота во внешней политике является все возрастающая критика отсутствия реформ в Узбекистане со стороны Вашингтона, а также международных кредиторов вроде Европейского банка реконструкции и развития. Ташкент по-прежнему не допускает свободной конвертации валюты, что является основным требованием международных кредиторов.
Среднедушевой доход с 1998 года снижается и находится сейчас на уровне около 350 долларов в год. Однако, по мнению политических наблюдателей, основная причина, притягивающая в страну исламских экстремистов, это государственная политика и экономический кризис, подводит итог Der Standard.