Во вторник польский еженедельник Wprost должен опубликовать статью с высказываниями вдов и сослуживцев погибших членов экипажа, из которых следует, что генерал и до трагедии вел себя вызывающе: ссорился с пилотами президентского самолета и часто садился за штурвал во время полетов, приказывая подчиненным покинуть кресло, пишет газета "Время новостей". Журналисты собрали компрометирующие показания, изучив материалы расследования. Пока издание опубликовало только анонс статьи.
Как можно сделать вывод из рассказов почти всех свидетелей, присутствие Бласика 10 апреля в кабине Ту-154 не могло не сказаться негативно на психологическом состоянии пилотов и принятии ими важных решений по управлению самолетом. Всего в материалах дела фигурируют показания нескольких десятков свидетелей, которых спрашивали о главкоме и его отношениях с экипажем.
По словам вдовы погибшего командира экипажа Аркадиуша Протасюка, Магдалены Протасюк, муж рассказывал ей, что у генерала был тяжелый характер, он не терпел никаких возражений и общался с подчиненными исключительно в повелительном тоне.
Вдова техника Анджея Михаляка, Малгожата Михаляк, в свою очередь сообщила следствию, что по приказу генерала среди военнослужащих спецполка транспортной авиации, который готовит пилотов для правительственные самолетов, проводились учения на выживание. Пилоты вынуждены были совершать утомительные марш-броски с тяжелыми рюкзаками по горам.
Михаляк и еще один из пилотов имели право не участвовать в ночных занятиях, рассказала женщина. По словам вдовы погибшего техника, Бласик был этим очень недоволен и даже просил врача проверить, не симулируют ли они. По мнению Малгожаты Михаляк, в то же время такие учения не имели практического смысла, так как у пилотов правительственных самолетов нет шанса на катапультирование и, соответственно, на выживание при крушении. По отзывам других свидетелей, Бласик часто приказывал освободить место пилота и сам садился за штурвал самолета.
Напомним, что ранее СМИ неоднократно выдвигали версию о том, что фигурировавший в расшифровках "черных ящиков" "аноним", находящийся в кабине самолета перед крушением, которым и был генерал Бласик, мог сыграть роковую роль в гибели Ту-154.
Как отмечала пресса, имеющий серьезную летную подготовку Бласик должен был понимать, что попытка приземления Ту-154 в сложных погодных условиях противоречит правилам безопасности и может привести к трагедии. Однако в записях разговоров в кабине не было ни одного указания пилотам со стороны главкома прекратить опасный маневр.
В июле СМИ обратили внимание на странную фразу, сказанную командиром экипажа перед крушением: "Если мы не приземлимся, они (или он) убьют меня". Эксперт по авиации польского сейма Роберт Завада, комментируя эту фразу, тогда не исключал, что на подлете к Смоленску на пилотов мог оказывать давление либо сам Лех Качиньский, который торопился на церемонию в катынском лесу, либо командующий ВВС Анджей Бласик. По мнению эксперта, тот факт, что командир экипажа не пошел на очередной круг перед попыткой приземления, говорит о том, что он опасался последствий.
Результаты раскопок на месте крушения превзошли все ожидания
На месте катастрофы Ту-154 в районе аэропорта "Северный" под Смоленском польская сторона провела раскопки, в ходе которых искали останки тел и фрагменты разбившегося самолета. В работах принял участие специальный корреспондент газеты "Московский комсомолец". Как отмечают специалисты, итоги экспедиции, проведенной Институтом археологии и этнологии Польской академии наук, превзошли все ожидания.
Как пишет издание, в 300 метрах от взлетно-посадочной полосы, где было найдено самое большое количество фрагментов самолета, при поисковых работах были срублены сотни деревьев и кустарников. По просьбе археологов местные власти выкосили там и траву.
Как рассказал руководитель экспедиции, профессор Анджей Буко, работы были проведены по инициативе польских археологов. Все, кто принял участие в экспедиции, работали бесплатно, правительство Польши оплатило им только проживание и дорогу.
В Смоленск приехали 20 самых опытных специалистов. Археологи работали с новейшей аппаратурой в любую погоду, по 12 часов в сутки. Работу польских экспертов в Смоленске возглавил военный прокурор, подполковник Томас Мак.
Все найденные фрагменты разделили на четыре категории: останки жертв, части самолета, его оборудование и имущество погибших пассажиров. По словам археологов, в результате удалось найти множество мелких деталей разбившегося самолета и его оборудования. О том, были ли найдены при раскопках фрагменты человеческих останков, специалисты корреспонденту "МК" не сообщили, ссылаясь на статью 310 УК РФ. Согласно этой статье, разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным о недопустимости их разглашения, наказывается штрафом, исправительными работами или арестом.
Как пишет газета, тем не менее первое сообщение о том, что польскими археологами были обнаружены металлические части лайнера и человеческая кость, было датировано еще 14 октября. 25 октября новостные агентства Польши снова сообщили, что, кроме металла и пластика, были обнаружены мелкие фрагменты останков погибших пассажиров.
Как поясняет пресс-офицер Окружной военной прокуратуры Варшавы Збигнев Жепа, пока специалисты отказываются утверждать, что найденные останки - результат апрельской катастрофы. Выводы предстоит сделать экспертам, в том числе речь идет о генетическом исследовании.
В то же время смоленские краеведы отмечают, что на месте, где упал самолет, можно найти останки людей, погибших в другое время. В Великую Отечественную войну по оврагу проходила линия обороны. Если копнуть поглубже, можно найти и братские могилы советских солдат, и более древние захоронения времен крестьянского восстания XV века, говорят российские специалисты.
Как выяснило издание, по итогам экспедиции на медико-криминалистическое исследование в Смоленское областное бюро судмедэкспертизы было передано 36 костных останков. Окончательный отчет руководитель экспедиции, профессор Анджей Буко представит только в конце ноября.