"Предложение содержалось в секретной телеграмме, которую прислал в посольство Германии в Москве Гелий Батенин, один из самых высокопоставленных советских генералов в тот период", - пишет корреспондент Стефан Берджер в статье, содержание которой излагает сайт InoPressa.ru.
Гелий Батенин с конца 1970-х и до середины 1980-х годов выполнял особые поручения у Сергея Ахромеева, занимавшего в то время пост главы Главного оперативного управления (ГОУ) Генерального Штаба Вооруженных сил СССР, а затем работал главным военным советником при Министерстве обороны по вопросам контроля за ядерными вооружениями, пишет газета "Версия".
Генерала Батенина уже нет в живых, поэтому трудно теперь разобраться, что предлагалось и чего не предлагалось Германии в разгар процесса ее объединения. Горбачев начисто отрицает существование такой идеи и заявляет, что Батенин не действовал от имени руководства СССР.
"Но это опровержение следует воспринимать с некоторым скептицизмом, так как в 1990 году правительство СССР, бесспорно, жаждало получить у Германии миллиардные кредиты. Однако Германия отнеслась к предложению холодно - по некоторым сведениям, она ответила СССР, что ее приоритетная задача - воссоединение, а Калининградскую область она считает проблемой Советского Союза", - указывает The Guardian.
Ныне в Германии практически никто, за вычетом горстки правых экстремистов, не призывает вернуть Калининградскую область, считает автор. "Берлин не заинтересован в создании немецкого анклава, граничащего с Польшей и Литвой, - кстати, эти страны тоже могут претендовать на Калининградскую область", - пишет британское издание.
Судя по соцопросам, почти все жители Калининградской области считают себя русскими, хотя и европеизированными. Многие гордятся уцелевшими памятниками немецкой архитектуры, но почти никто не хочет присоединения к Германии и тем паче - к Польше и Литве. "Движение за расширение автономии от России существует, но оно мизерное", - пишет автор. Однако все может измениться, если экономическая ситуация ухудшится и "Калининградская область станет островком нищеты и бед посреди благополучного ЕС". Если же России удастся спасти экономику области, калининградцы по-прежнему будут считать себя русскими и останутся верны России, заключает автор.