Сильно отредактированные документы о проекте поступили в распоряжение журналистов AP от сотрудников сайта Governmentattic.org, который занимается публикацией правительственных документов, полученных по "Закону о свободе информации", передает газета The Daily Mail, перевод статьи которой приводит InoPressa.
Проектом "Раковина" в основном занимались сотрудники ФБР и американских ВВС. Тогдашний директор бюро расследований Джон Эдгар Гувер объединил усилия с недавно созданным управлением особых расследований ВВС для разработки сверхсекретного проекта.
Суть плана состояла в том, чтобы иметь гражданских агентов в ключевых пунктах Аляски, готовых укрыться от вторгшихся на землю США захватчиков. Эти агенты должны были найти дорогу к тайникам с провиантом, зимним снаряжением, шифровальным оборудованием и рациями и из укрытий докладывать о передвижениях противника.
Речь не идет о гражданской обороне, которая получила распространение в более поздний период холодной войны, когда американцы обустраивали собственные бомбоубежища. Секретный план предполагал масштабную вербовку гражданских лиц в агенты разведывательных служб на территории Соединенных Штатов.
При этом представители коренного населения Аляски не рассматривались как потенциальные участники проекта. Разработчики плана полагали, что хороших агентов из числа коренных жителей штата не получится из-за их заинтересованности в собственном выживании - их преданность с легкостью перенесется на любую действующую власть, отмечалось в проекте.
Участниками плана "Раковина" становились граждане США, которые приехали жить на Аляску из других мест. Таких людей делали вербовщиками, и они уже подогревали патриотизм и предлагали вознаграждение в размере до трех тысяч долларов в год, что составляет почти 30 тысяч долларов по состоянию на 2014 год, за участие в программе.
Появление плана "Раковина" объясняется опасениями властей США. В 1950 году в американском военном командовании полагали, что войска СССР начнут вторжение на Аляску с воздуха при помощи бомбардировщиков и высадки десанта. Наиболее вероятными целями считались города Ном, Фэрбанкс, Анкоридж и Сьюард.
Однако уже в сентябре 1951 года ФБР прекратило принимать участие в программе. "В случае кризиса мы получим новый "Перл-Харбор" и разделим вину", - написал Гувер на полях докладной записки от 6 сентября 1951 года.
Впрочем, тремя годами позже ФБР было вынуждено на короткое время вновь заняться проектом. В октябре 1954 года жительница Анкориджа передала сотрудникам ведомства отпечатанное на машинке зашифрованное послание. Шифр так и не был взломан, но в итоге ФБР прекратило расследование. Как было установлено, загадочное послание поступило не от вражеского шпиона. Это было "тренировочное сообщение", отправленное по ошибке одним из агентов проекта "Раковина".