Инопресса: с чем поляки встретили юбилей "Солидарности"
solidarnosc.wroc.pl
В эти дни отмечается 25-летие знаменитой забастовки на Гданьской судоверфи и официального признания профсоюза "Солидарность", сыгравшего затем ключевую роль в становлении посткоммунистической Польши и в трансформации государств бывшего "советского блока".

31 августа в Гданьске состоялась кульминация празднования. В церемонии приняли участие политические лидеры 20 стран мира, среди которых - президенты Германии, Грузии, Украины и председатель Еврокомиссии. У входа в Гданьскую верфь состоялась месса на открытом воздухе. Папа Римский Бенедикт XVI также приветствовал движение "Солидарность" и назвал его "дыханием нового", которое изменило Европу. Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили, лидеры "оранжевой революции" и "революции роз" в своих странах, призвали объявить 31 августа Международным днем свободы и солидарности.

События, связанные с "Солидарностью", многими рассматриваются как начало процесса, следствием которого стали распад СССР и роспуск "Варшавского Договора". По мнению экспертов, именно "Солидарность" в 1980 году запустила цепную реакцию, приведшую к крушению социалистической системы.

Однако, хотя эпопея "Солидарности" отныне является частью истории Польши, поляки довольно угрюмо встретили этот юбилей за несколько недель до выборов, которые должны обозначить новый поворот в жизни страны. Так пишет французская газета Le Novel Observateur (перевод на сайте Inopressa.Ru).

Это было в Гданьске 25 лет назад, 31 августа 1980 года. 36-летний рабочий Лех Валенса, католик с пышными усами, давал путевку в жизнь первому независимому профсоюзу за железным занавесом. Девять лет спустя, летом 1989 года, в Варшаве появилось на свет первое в истории советского блока некоммунистическое правительство.

Еще через несколько месяцев ненавистный для Советов электрик из Гданьска, друг Папы Иоанна Павла II, стал первым за все послевоенные годы демократически избранным президентом.

Сегодня герои "Солидарности" сталкиваются со сплошными разочарованиями: вчера в профсоюзе состояло 10 млн человек, сейчас их не наберется и 800 тысяч. В "Солидарности" видят виновника чуть ли не всех бед Польши - от закрытия предприятий до роста безработицы, которая является уделом 18% населения, а в северных (бывших немецких) областях - 40%.

Большинство бывших руководителей профсоюза, начиная с Тадеуша Мазовецкого, главы первого некоммунистического правительства (1989-1991), признают, что они ошибались. Переход от социализма к капитализму следовало осуществлять медленнее, не совершая насилия над обществом.

Забыв об этом правиле, Польша стала страной, где меньшинство живет богато, а массы рабочих получают мизерную зарплату. Именно этим была вызвана волна недовольства, которая в 1995 году смела президента Валенсу и привела к власти посткоммуниста Александра Квасьневского. За десять лет социальная ситуация мало изменилась к лучшему. Хотя иностранные инвестиции улучшили положение в экономике, это не выразилось ни в повышении доходов, ни в снижении безработицы.

Вот в такой напряженной атмосфере поляки готовятся 25 сентября избрать новый парламент, а 9 октября - нового президента.

Результаты опросов, отмечает автор статьи во французской газете, не оставляют сомнений: в гонке опережают правые. Ситуацией могут воспользоваться два человека. Первый из них, мэр Варшавы Лех Качиньский, говорит о морали и традиции - старых демонах Польши. Это евроскептик, сторонник смертной казни.

И пусть в Париже или Берлине делают недовольное лицо! В случае избрания главой государства он мог бы доверить пост премьер-министра своему брату Ярославу, консерватору, с недоверием - как и он сам - относящемуся к европейскому строительству.

Его соперник, правоцентрист Дональд Туск, выступает за более либеральную экономическую политику. Он сделал себе имя, участвуя в парламентской комиссии по борьбе с коррупцией и постоянно нападая на тогдашнего премьер-министра Лешека Миллера. Последнему пришлось уйти в отставку, хотя комиссия так и не пришла к какому-то конкретному результату.

Ставшая популярной в результате серии политико-финансовых скандалов, получивших широкое освещение в прессе, борьба с коррупцией фигурирует в программах обоих кандидатов. На ней будет строить свою кампанию и популист Анджей Леппер, лидер небольшой Партии самообороны, которая может преподнести сюрприз.

Еще две вещи разжигают сегодня страсти в Польше: это поиски бывших коммунистических агентов (истории сорокалетней давности то и дело выплывают на свет, давая повод к политическим манипуляциям) и претензии к России. Польша гордится той ролью, которую она сыграла в "оранжевой революции" на Украине. Она хотела бы повторить этот подвиг в Белоруссии - к великому неудовольствию президента Лукашенко и русских, которые на этот раз полны решимости помешать.

Подробнее о том, как именно юбилей "Солидарности" помогает пристальнее взглянуть на Белоруссию, пишет Иэн Трейнор на страницах британской газеты Guardian (перевод на сайте Inopressa.Ru).

Будучи самым большим из новых членов ЕС, отмечает британский журналист, Польша пытается поигрывать мускулами на международной арене и склонить Брюссель, Германию и Францию к более решительным действиям и более серьезной критике в адрес Лукашенко и российского президента Владимира Путина.

Польша пытается занять место архитектора более жесткой политики ЕС в области соблюдения принципов демократии и прав человека в России и других постсоветских государствах.

Польша помогала в прошлогоднем кризисе с выборами на Украине и навлекла на себя враждебность Кремля, способствовав триумфу Ющенко, одержавшему верх над фаворитом Москвы.

"Мы надеемся сделать такую политику общеевропейской, - говорит Януш Онишкевич, бывший министр обороны Польши, теперь являющийся вице-президентом Европарламента. - Так было на Украине, и мы надеемся, что так будет и в Белоруссии. ЕС не может позволить себе иметь под боком такую страну, как Белоруссия".

Отношения Польши с Белоруссией и Россией находятся в состоянии свободного падения. Последние несколько недель были отмечены выдворением дипломатов из Минска и Варшавы, избиением польских дипломатов и журналистов в Москве и арестом этнических поляков в Белоруссии.

Однако у поляков есть и другие проблемы, не в последнюю очередь связанные с тесными отношениями правительств Германии и России. Путин должен посетить Берлин на следующей неделе для завершения переговоров по проекту строительства газового трубопровода, который будет доставлять газ через Балтийское море в Германию, Норвегию и Великобританию, минуя Польшу и Украину.

Польские и немецкие аналитики говорят, что эта схема скорее политическая, чем экономическая. Она позволяет Москве шантажировать Центральную Европу отключением газа, не ставя под угрозу прибыльные поставки в Западную Европу.

"Я не испытываю в связи с этим оптимизма, - говорит Януш Райтер, ведущий польский аналитик по вопросам международной политики. - Белоруссия представляет собой европейскую проблему, но в Западной Европе отсутствует понимание этой проблемы, Западная Европа не заинтересована в общей позиции по России".

С подозрением относясь к намерениям Москвы, Польша, Украина, Литва и Грузия пытаются учредить "новую независимую коалицию государств".