Миссия наблюдателей от Европейского Союза в Грузии (МНЕС) 1 октября начала работать в зоне грузино-южноосетинского конфликта
НТВ
Миссия наблюдателей от Европейского Союза в Грузии (МНЕС) 1 октября начала работать в зоне грузино-южноосетинского конфликта с целью проконтролировать соблюдение перемирия, заключенного по результатам августовской войны. Как сообщил представитель штаба российских миротворцев в зоне конфликта подполковник Виталий Манушко, 20 военных наблюдателей ЕС в среду вошли в зону безопасности.

"Сегодня в 10:00 по московскому времени две группы военных наблюдателей миссии ЕС в сопровождении наблюдателей миротворческих сил России в зоне грузино-южноосетинского конфликта проследовали в зону безопасности", - сказал он ИТАР-ТАСС.

"Первая группа военных наблюдателей ЕС вошла в зону безопасности через КПП миротворческих сил РФ в районе населенного пункта Квенаткоца и проводит мониторинг обстановки по маршруту Квенаткоца-Абиси и обратно. Вторая группа проследовала в зону безопасности через КПП миротворческих сил РФ в районе населенного пункта Каралети и проводит мониторинг по маршруту Каралети-Тквиави", - пояснил представитель штаба миротворцев.

- Москва, Брюссель и Тбилиси по-разному понимают условия перемирия

"Каждая группа насчитывает по 10 военных наблюдателей ЕС, группы передвигаются на двух автомобилях", - уточнил подполковник Манушко.

В общей сложности миссия будет насчитывать 352 человека. При этом 200 человек будут непосредственными наблюдателями. Штаб Миссии будет находиться в Тбилиси с региональными бюро в Тбилиси/Базалети, Гори, Поти и Зугдиди. Бюджет миссии составляет 35 млн евро.

"Миссия наблюдателей ЕС является автономной, гражданской и невооруженной миссией, осуществляемой Евросоюзом в рамках реализации общеевропейской политики безопасности и обороны", - подчеркивается в сообщении.

Миссия будет работать в тесном сотрудничестве с миссией наблюдателей от ООН и миссией в Грузии от ОБСЕ, говорится в документе. Основные ее цели - "содействовать стабилизации ситуации в Грузии и в регионе".

Персонал для миссии направляют 22 государства - члены ЕС. Наибольшее число наблюдателей направляют Франция (36), Польша (26), Германия и Швеция - по 25 наблюдателей.

Первоначальная продолжительность миссии составляет 12 месяцев с возможностью продления. Основные задачи МНЕС определены как "стабилизация: наблюдение и анализ ситуации, связанной с процессом стабилизации, в частности, с выполнением в полном объеме соглашений из шести пунктов (план Медведева-Саркози), включая вывод войск, а также нарушения прав человека и норм международного гуманитарного права".

Следующей задачей, стоящей перед миссией является "нормализация: наблюдение и анализ ситуации с точки зрения разумного управления, правового государства, поддержания общественного порядка, а также безопасности транспорта, энергетической инфраструктуры и возвращения перемещенных лиц и беженцев".

В задачу миссии также входят "меры доверия: содействие снижению напряженности путем установления или упрощения контактов между сторонами и путем осуществления других мер доверия и информирование инстанций Европейского союза о ситуации на месте".

Москва, Брюссель и Тбилиси по-разному понимают условия перемирия

Москва, Брюссель и Тбилиси по-разному понимают условия перемирия: Россия отказывается пускать наблюдателей в Абхазию, Южную Осетию и в "буферные зоны". Европейцам приходится признавать статус-кво, отмечает зарубежная пресса, и остается лишь надеяться, что миссия не будет вовсе бесполезной.

Щекотливость миссии ЕС заключается в том, чтобы помочь в восстановлении хрупкой стабильности в Грузии, пишет The Financial Times. 270 невооруженных полицейских и гражданских наблюдателей должны будут убедиться, что российские войска выполняют требование об уходе до 10 октября из "буферных зон", созданных ими вокруг Южной Осетии и Абхазии. Европейцы будут патрулировать зоны потенциального конфликта, не имея, однако, прямых полномочий для предотвращения насилия. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

По соглашению о прекращении огня обе стороны обязались после прибытия международных наблюдателей отвести свои силы на позиции, предшествовавшие конфликту. Однако споры по поводу масштабов миссии до сих пор продолжаются: вместо ухода из Южной Осетии и Абхазии Россия признала эти анклавы независимыми государствами и обнародовала планы по долгосрочному размещению на их территории 8 тыс. военнослужащих, напоминает газета. Кроме того, Москва отказалась допустить наблюдателей ЕС в оба региона и немедленно предоставить им допуск в "буферные зоны". "Здесь мы имеем дело с явным противостоянием, и пока я не вижу, как мы из него выйдем", – признался один из дипломатов ЕС в Тбилиси.

С сегодняшнего дня Евросоюз будет заботиться о возвращении жизни в заброшенные грузинские села, рассказывает Frankfurter Rundschau. "Я надеюсь, что своей мирной миссией мы могли бы внести вклад в идеологическое обезвреживание", – говорит глава миссии немец Ханс-Йорг Хабер. Еще две недели назад он был послом ФРГ в Бейруте, как вдруг ему предложили возгласить миссию, дав на обдумывание всего час.(Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

Наверное, самым несложным этапом мисси будет наблюдать за тем, как русские пакуют вещи. "Москва устроит грандиозное шоу из своевременного вывода контингента – из тех регионов, которые русским и так в будущем не понадобятся", – приводит газета слова эксперта Лоуренса Шитса. Представитель миссии ЕС признает, что мандат только теоретически охватывает Абхазию и Южную Осетию, "но на деле русские нас вряд ли туда пустят". Миссия Евросоюза фактически означает признание статус-кво, объясняет издание. Тем не менее она может оказаться полезной. "После войны Грузию возглавляет усталый президент, а экономика находится на пороге коллапса – ЕС может привнести стабильность в Грузию", – указывает Шитс.

"Мы ожидаем, что все стороны выполнят свои обязательства, как это было сделано Евросоюзом", – цитирует The New York Times верховного представителя ЕС по внешней политике Хавьера Солану, который выступил с речью на торжественном открытии миссии в Тбилиси. В то же время власти Грузии выразили недовольство, что наблюдатели ЕС не получат немедленного доступа к буферным зонам, как и к самим анклавам. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

Начальник пресс-центра российских миротворческих сил Виталий Манушко заявил во вторник, что наблюдатели ЕС "расположатся на территории до южной границы буферной зоны в соответствии с договоренностью". "Это решение не означает, что военным наблюдателям ЕС будет запрещен мониторинг буферной зоны, – заверил он. – Но на сегодняшний день не существует договоренности о деталях такого мониторинга, и поэтому вопрос о нем будет решен позднее".

Президент Грузии Михаил Саакашвили на пресс-конференции заявил, что испытывает "осторожный оптимизм" по поводу наблюдательной миссии, хотя по-прежнему требует полного вывода российских войск. "Давайте оставим иллюзии, – сказал он. – Мы не будем удовлетворены до тех пор, пока из нашей страны не уйдет последний солдат".

Одновременно Саакашвили сообщил в интервью The Financial Times, что не поедет в октябре на конференцию ЕС, где будет обсуждаться российско-грузинский конфликт. Ранее он предрекал, что Москва еще несколько месяцев не будет готова вести серьезные переговоры по этому вопросу. На данный момент "все действия дипломатов влекут за собой лишь наращивание российской агрессии", уверен Саакашвили. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

На вопрос, спровоцировал ли Саакашвили российское вторжение в августе, когда после объявления о прекращении огня открыл огонь, грузинский президент возразил: "Иначе мы потеряли бы территорию без единого выстрела". По словам грузинского лидера, в течение нескольких месяцев накануне конфликта было много признаков наращивания российского военного контингента. "Если бы мы бездействовали, [Россия] провела бы чистки на всех территориях, а потом заявила, что это сделала не она", – заявил Саакашвили.

После грузинских событий пришло время изменить политику Европейского союза по отношению к России, размышляет на страницах французской Les Echos Лена Колярска-Бобиньска – профессор социологии из Польши. Война России с Грузией в полной мере выявила расхождение позиций внутри Европейского союза, однако действия российских политиков способствуют выработке единого европейского курса. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

До настоящего времени Россия была непредсказуема в своем поведении. Однако российский министр иностранных дел Сергей Лавров расставил все точки над "i", заявив в Польше, что тбилисское руководство само "поставило крест на территориальной целостности Грузии". Места для недоговорок и сомнений не остается, отмечает автор. Сейчас нам представился оптимальный момент для принятия единой политики по отношению к России, говорится в статье. Эта политика должна решительным образом защитить интересы всех стран союза, а также базовые ценности, на которых он построен.