"Мы никаких указаний относительно истребителей не давали и давать не могли. Это абсурд. В то же время мы ознакомились с расшифровками. Мы не присутствовали на переговорах, и я не могу расписываться за "Украэрорух". Вполне возможно, что это сработал человеческий фактор, и это выдумка, человек переусердствовал", - заявила представитель Службы безопасности Украины.
Накануне правительственная газета "Беларусь сегодня" опубликовала расшифровку переговоров пилот белорусского самолета и украинского диспетчера. Из текста следует, что вскоре после того, как самолет набрал высоту, диспетчер УВД "Киев-Радар", обеспечивающий полет, сообщил следующее: "Белавиа-840, поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета Жуляны. За невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват".
На вопрос пилота, что случилось, диспетчер объяснил, что не может сказать это в эфире, пообещав, что "по прибытии все узнаете". Он сослался на указание "Украэроцентра" вернуть рейс на аэродром. После этого пилот сообщил, что разворачивает самолет. Позднее диспетчер вновь вышел на связь и заявил, что указание о возвращении самолета поступило от "военного руководства".
После посадки в аэропорту Жуляны с борта самолета правоохранительными органами Украины был снят один пассажир - гражданин Армении Армен Мартиросян. В прессе сообщали, что это известный блогер и антимайдановец. По данным "Беларуси сегодня", киевские офицеры СБУ заподозрили его в вывозе то ли компрометирующей кого-то бумаги, то ли электронной флешки, а проворонив в аэропорту, решили вернуть самолет. Через непродолжительное время задержанный был отпущен и вылетел в Белоруссию следующим рейсом. По информации украинских СМИ, он намерен подать в суд "для оспаривания противоправных действий со стороны украинских властей".
После инцидента Минск заявил Киеву протест и потребовал возмещения всех финансовых затрат и издержек, вызванных действиями украинской стороны. В свою очередь, в Киеве факт высказывания угроз в адрес экипажа лайнера категорически опровергли.
Пресс-секретарь Службы безопасности Украины заявил, что "ничего страшного не произошло" и никаких угроз применения боевой авиации "не было и быть не может". В свою очередь, Минск пообещал обнародовать расшифровку переговоров, если Киев не принесет официальные извинения.