"Основным подозреваемым в убийстве (Хашогги) делегация ООН видит наследного принца", - сказал Ясин Актай, слова которого приводит Haberturk. Это заявление он сделал по итогам встречи со специальной докладчицей ООН по внесудебным казням Агнес Калламар, которая с начала недели находится в Турции для изучения улик по делу журналиста.
Актай отметил, что комиссия ООН под руководством Калламар "прибыла по собственной инициативе, а не ООН" и "речи о вмешательстве [Всемирной организации] в расследование не идет, а подключение ООН к следствию возможно при соответствующем решении Турции".
"У нас нет надежд на вклад Саудовской Аравии в расследование, учитывая позицию, которая эта страна демонстрировала до сих пор. Эр-Рияд не помогает правосудию и пока занимается только покрывательством некоторых лиц", - передает ТАСС слова Ясина Актая. Он также отметил, что докладчицу ООН не пустили в саудовское генконсульство в Стамбуле. Именно в этом здании и было совершено зверское убийство журналиста.
Напомним, обозреватель американской газеты The Washington Post Джамаль Хашогги был убит 2 октября на территории генконсульства Саудовской Аравии в Стамбуле. Турция ведет официальное расследование дерзкого преступления.
В Саудовской Аравии в связи с убийством Хашогги был взят под стражу 21 человек. Подозреваемым предъявлены обвинения, а в отношении пятерых из них прокуратура намерена добиваться смертной казни.
В уголовном деле есть видеозаписи прибытия в Турцию "отряда убийц" из 15 человек, среди которых был даже судмедэксперт с необходимым инструментом для расчленения тела оппозиционного журналиста. Кроме того, последние часы жизни Хашогги, когда его пытали в генконсульстве перед смертью, были записаны на Apple Watch, которые журналист заранее перевел в режим записи и синхронизировал со своим iPhone, оставленным невесте.
По версии, которую отвергают власти Саудовской Аравии, приказ убить Хашогги отдал кто-то из членов королевской семьи. 29 октября выходящая в Великобритании газета The Daily Express сообщила, что британская служба радиоэлектронной разведки узнала о готовящемся Саудовской Аравией похищении Хашогги за три недели до его убийства. Источник в разведке сообщил изданию, что приказ исходил от члена королевской семьи, однако не от наследника престола Мухаммеда бен Салмана аль Сауда.
Между тем именно принца считают наиболее вероятным заказчиком расправы. Ее причиной могла быть оппозиционная общественная деятельность Хашогги. Он, в частности, обсуждал планы по созданию молодежного сетевого движения для контрпропаганды против властей Саудовской Аравии.
В переписке с саудовским активистом Омаром Абдулазизом Хашогги называл наследного принца "зверем" и компьютерным персонажем Пакманом. "Чем больше жертв он съедает, тем больше хочет, - писал журналист о принце. - Я не удивлюсь, если репрессии дойдут даже до тех, кто его поддерживает". Кроме того, Хашогги намеревался опубликовать данные о применении Саудовской Аравией химического оружия в Йемене.
В рамках создания "электронной армии" критиков режима предполагалось отправить в Саудовскую Аравию большое количество SIM-карт, которые было бы невозможно отследить: это позволило бы оппозиции публиковать сообщения в Twitter. Хашогги также обещал обеспечить первоначальное финансирование проекта в размере 30 тысяч долларов и заручиться поддержкой богатых спонсоров. Однако в августе переписка с Хашогги предположительно была перехвачена саудовскими спецслужбами.
Саудовская Аравия нехотя и не сразу, но признала факт убийства Хашогги. Однако Эр-Рияд отрицает причастность принца к преступлению. Между тем турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что распоряжение убить журналиста поступило "с высших уровней правительства" Саудовской Аравии. Той же версии придерживаются и в американском Сенате. Зато президент США Дональд Трамп заявляет, что не верит в причастность саудовского кронпринца к резонансному убийству журналиста.
В конце минувшего года журналист посмертно удостоился звания "Человек года" по версии журнала Time наряду с сотрудниками редакции американской Capital Gazette, где летом произошла стрельба, филиппинской журналисткой Марией Ресса, которую судят на родине, и репортерами Ва Лоун и Киав Со Оо, получившими тюремный срок в Мьянме за расследование об убийствах мусульман-рохинджа.