Норвежский террорист Брейвик сделал пластическую операцию, чтобы стать истинным арийцем
Вести
Норвежец Андерс Брейвик, убивший в ходе двух террористических атак 77 человек, сделал в юности пластическую операцию, чтобы больше походить на арийца. Об этом изданию The Sunday Times рассказала глава норвежской разведки Янне Кристиансен.

Бывший школьный друг Брейвика в интервью The Sunday Telegraph вспомнил, как сам будущий террорист рассказывал об этом на одной из вечеринок: "Он сказал, что сделал пластическую операцию в США, исправив нос и подбородок. Это было немного странно, но в то время он общался с людьми, помешанными на своих телах".

Издание, собрав информацию о детстве и юности террориста, отмечает, что для него даже в 21 год пластическая операция была вполне логичным шагом на пути к физическому совершенству. Вплоть до последнего времени он принимал стероиды, чтобы набрать мышечную массу и даже записывал изменения своего веса в манифест.

- Психологи ищут ключ к Брейвику в его болезненных отношениях с отцом
- Первоначальной целью атак террориста был королевский дворец

В целом, анализируя прошлое Брейвика, люди, знавшие его, удивляются, что могло побудить его к убийству 77 человек и провозглашению антиисламизации Европы, и видят в этом тревожный знак. Один из друзей юности Брейвика Петер Свар отмечает: "То, что не дает мне теперь заснуть по ночам, - это не то, что он (Брейвик) монстр, а то, что он самый обычный, норвежский парень".

В рассказах самого Брейвика о его жизни, судя по всему, много искажений и преувеличений. The Sunday Telegraph попыталась восстановить его истинную биографию. В действительности он родился в Лондоне в феврале 1979 года. Его отец Йенс был экономистом в норвежском посольстве, а его мать Венке Беринг - медсестрой. Спустя год после рождения ребенка пара рассталась, и Брейвик вместе с матерью вернулся в Осло, а отец остался в Лондоне.

Брейвик с матерью поселились в приличном районе в пригороде Осло. Там будущий террорист прожил до 15 лет. Соседка Брейвика Лина Энгельсруд рассказала о нем: "Мне всегда было с ним некомфортно. Он был немного холодным, хотя я никогда не считала его сумасшедшим". Она также вспомнила, что ему очень нравилось убивать муравьев.

Линн Родла, которая также выросла в этом районе, считает очень странным то, что случилось с Брейвиком. "Это же чистейший средний класс. У него не должно было найтись причин стать озлобленным, если он рос здесь", - утверждает она.

В своем манифесте Брейвик пишет, что среди его друзей было несколько мусульман, включая мальчика по имени Файзал Рафик. Он утверждает также, что проводил время с группой пакистанцев, которых впоследствии обвинил в грабеже и запугивании белых детей. Газета The Sunday Telegraph связалась с отцом Файзала Рафика, который все еще живет в этом районе на западе Осло. По его словам, все было совсем не так, как описывает Брейвик, а его сын был едва знаком с будущим террористом.

Брейвик также называет имя Арсалана - пакистанца по происхождению, которого считал якобы своим лучшим другом. Он обвиняет его и других его земляков в жестоком обращении и утверждает, что они избивали его восемь раз и даже сломали ему нос. Брейвик заявляет, что именно это стало отправной точкой в его борьбе с мультикультурализмом.

"Тогда я не мог понять, почему Арсалан так ненавидел Норвегию и мою культуру. Я был абсолютно невежественным и аполитичным, но его неуважение к моей культуре возбудило во мне интерес к этой проблеме", - пишет Брейвик в манифесте. Близкий друг семьи Арсалана прокомментировал эти слова: "Арсалан не общается с Брейвиком последние 25 лет. Они дружили только в начальной школе. Его нельзя винить в том, что сделал Брейвик. Просто смешно обвинять его в ненависти Брейвика к мультикультурализму. Арсалан и его семья интегрировались в норвежское общество".

Психологи ищут ключ к Брейвику в его болезненных отношениях с отцом

Эксперты считают, что причины нынешних поступков Брейвика нужно искать в его детстве и не столько в отношениях с мусульманскими подростками, сколько в разрыве с отцом, пишет The Daily Mail. После разрыва родителей отца Брейвика перевели на работу в Париж, куда он ездил его навещать раз в месяц вплоть до своих 16 лет.

Разлад между отцом и сыном произошел после того, как молодой Брейвик присоединился к группе подростков, которые увлекались граффити. После этого отец окончательно от него отказался. По крайней мере так утверждает сам Брейвик в своем манифесте. Если это действительно так, то поведение отца кажется непропорционально жестоким по сравнению с проступком молодого человека.

Брейвик пишет, что после этого они не общались в течение десяти лет. Когда же он попробовал снова наладить контакт, отец холодно заявил ему, что "морально не готов к воссоединению".

Судебный психолог доктор Кейт Эшкрофт считает, что такой резкий разрыв с отцом в возрасте, когда формируется личность, мог привести к тому, что Брейвик ушел в мир фантазий, полный оружия и жестокости.

Сейчас отец Брейвика вышел на пенсию и живет на юге Франции. Он все также не хочет иметь ничего общего со своим сыном. "Я не чувствую себя его отцом. Как он мог стоять там и расстреливать такое количество невинных людей, думая, что то, что он делает, нормально? Он должен был убить и себя заодно. Именно так ему стоило поступить", - заявил отец Брейвика в одном из интервью.

Отношения с матерью у Брейвика тоже были довольно сложными, если опираться на его записи в манифесте. Он утверждает, что по интеллектуальному развитию она находится на уровне 10-летнего ребенка. Он связывает это с тем, что она переболела менингитом после того, как его отчим заразил ее венерической болезнью. Про своего отчима он пишет, что тот переспал с 500 женщинами, а на пенсии коротает время с тайскими проститутками. Сводную сестру Элизабет он осуждает за то, что у нее было как минимум 40 любовников.

Друзья его матери между тем считают ее доброй женщиной, которая делала все для своего сына. Кроме того, по их словам, у нее было "здоровое любопытство" по отношению к другим культурам. Однако некоторые иммигранты, живущие с ней по соседству, другого мнения. По мнению некоторых из них, она разделяет взгляды своего сына. Ее видели всегда только с белыми норвежцами, а, когда мимо них проходили приезжие из других стран, они резко прекращали разговор и провожали их взглядом.

Первоначальной целью атак террориста был королевский дворец

На втором допросе Андерс Брейвик признался, что первоначально планировал взорвать королевский дворец и здание Норвежской рабочей партии в Осло, заявил прессе прокурор. Дворец террорист выбрал из-за его символического значения, а офис партии должен был стал мишенью из-за роли ее членов в создании мультикультурного общества, пишет "Газета.Ru" со ссылкой на агентство France Press.

Вместо этого Брейвик оставил заминированную машину около здания правительства в центре Осло и отправился на остров Утойа, где шел молодежный слет, организованный Рабочей партией.

Кроме того, стало известно, почему сорвались планы Брейвика и он не успел расправиться над бывшим премьером Норвегии и нынешней активисткой Рабочей партии Гру Харлем Бундтландт, которую называют "матерью нации". Оказалось, что виной всему пробка на дороге, которая образовалась из-за аварии, пишет "Комсомольская правда".

По расчетам Брейвика, вся операция должна была занять примерно час: привезти машину, начиненную взрывчаткой, к зданию правительства, оставить ее, съездить за второй машиной и уже на ней отправиться на остров. Однако в итоге Брейвик потратил на это более трех часов.

На предыдущем допросе обвиняемый сообщил, что рассматривал несколько объектов в качестве целей для своих атак. Прокурор тогда отказался пояснять, что это за объекты. Брейвику предъявлены обвинения по статье "терроризм и террористическая деятельность", предусматривающей до 21 года лишения свободы.

К 1 ноября два норвежских психиатра, выбранные судом на этой неделе, должны будут определить вменяемость Брейвика. Если он будет признан психически нездоровым, то сможет избежать тюрьмы и будет отправлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику.

Впрочем, эксперты считают это маловероятным. Чтобы человека признали невменяемым, нужно доказать, что он в момент совершения тех или иных действий потерял контроль над собой, тогда как Брейвик четко отдавал себе отчет в том, что происходит, передает AP.