По данным "Коммерсанта", добровольцев было около двадцати, они приехали, чтобы "осмотреться на местности" и договориться с абхазскими властями о взаимодействии. "Мы готовы прийти уже завтра, и это будут не десятки, а тысячи добровольцев, - сказал лидер Союза добровольцев из Кабардино-Балкарии Руслан Токов, уже воевавший в Абхазии в начале 90-х. - В прошлую войну все было неорганизованно, сейчас будет по-другому. Адыги и абхазы - это один народ, и мы не дадим друг друга в обиду. Не дай бог, начнется война - это будет катастрофа для Грузии".
- Российские туристы и бизнесмены - гарантия безопасности для абхазов
Из Карачаево-Черкесии в качестве добровольца приехал глава администрации Абазинского района КЧР Уали Евгамуков. "Мы будем защищать российских граждан здесь и интересы России, - заявил он. - Вся наша молодежь уже выразила желание сюда ехать. Мы пойдем не только через Сочи, но и через перевал из Карачаево-Черкесии. Я первым возьму автомат". Чиновник намекнул, что в отличие от прошлой войны, когда добровольцы шли стихийно, теперь их будут организовывать и направлять.
Приезд добровольцев должен был показать грузинским властям, что действия в Кодори, куда сейчас пытаются перевести правительство Абхазии в изгнании (базировавшееся в Тбилиси с 1993 года), могут привести к настоящей войне. Однако и для абхазских властей северокавказские добровольцы скорее проблема, чем подарок. Справиться с грузинскими военными абхазам в любом случае поможет российское Минобороны, о чем здесь неофициально говорят все, а вот совладать с горцами, которые не привыкли выполнять армейские приказы, будет сложно.
"Самое главное в войне - дисциплина, - сказал на встрече с лидерами северокавказских общественных организаций президент Абхазии Сергей Багапш. - Сейчас все хотят в Кодорское ущелье, молодежь собирает сходы, но последнее слово за военными. Если они говорят, что не надо, значит, не надо. Если надо куда-то послать 300 человек, то мы пошлем только 300. Создавать неразбериху и мешать профессиональным военным мы не будем. Времена, когда с шашками бегали, прошли. Сейчас, если будет война, это будет другая война".
Президент Багапш рассказал, что за последний год Абхазия укрепила свою акваторию достаточным количеством кораблей, "приобрела летательные аппараты" и "в военном плане хорошо подготовилась", так что "панических настроений здесь нет и не будет, и кто бы сюда ни сунулся, он получит достойный отпор". Однако, по его мнению, само по себе Кодорское ущелье опасности для Абхазии не представляет: "Меня волнуют 210 километров морской границы, меня волнует Гальский район. Именно на этих направлениях мы все это время ждали нападения". О том, что спецоперация в Кодори проведена грузинскими властями, чтобы отвлечь абхазскую армию в горы и провести военную операцию с моря, в Абхазии говорят практически все военные.
Российские туристы и бизнесмены - гарантия безопасности для абхазов
На фоне военных приготовлений в зоне грузино-абхазского конфликта российские туристы стали отказываться от своих путевок, и это в Абхазии сейчас считают главной проблемой. В Гагре и Пицунде туристов меньше не стало, потому что российская граница совсем рядом, а вот в Сухуми их практически нет. Предприниматель Алхас говорит, что это ненадолго: российский бизнес - лучшая гарантия безопасности для абхазов. Дорогу от Псоу до Сухуми строят москвичи. Говорят, что структуры, якобы связанные с женой московского мэра Еленой Батуриной, скупают в Абхазии недвижимость - например, санаторий "Москва" принадлежит им.
"В Гагре дом стоит почти столько же, сколько в Сочи, потому что москвичи цены подняли, - сообщил Алхас. - Лужков две недели назад тут был, теперь, говорят, еще больше бизнесменов приедет. Он им вроде как отмашку дал своим приездом".
В Абхазии российским бизнесменам, конечно, рады, но так как за российским капиталом местным не угнаться, абхазы рискуют остаться вообще без собственности. Так что правительство разрешило продавать недвижимость только гражданам Абхазии. Другие лица могут только брать в аренду или покупать совместно с абхазом - чтобы его доля составляла не менее 50%. Россиян это устраивает - недвижимости в республике на всех желающих уже не хватает. Алхас, например, заключил договор с московскими предпринимателями: он предоставляет им под снос дом своего отца, а они строят на этом месте небольшой отель. В Сухуми гостиниц пока еще мало, а спрос растет. 30% от прибыли будет получать Алхас - как совладелец гостиницы. Если, конечно, войны не будет.