Сегодня одна из лучших в мире спецслужб - израильский "Моссад" - отмечает полвека с момента своего создания. Первая структура внешней разведки Израиля под скромным названием "Служба информации" начала действовать в 1948 году, практически сразу после образования страны. "Моссад" как организация официально возникла позже - в 1951 году. Ее первый глава Исер Харель, он же Изя Гальперин из Витебска, 11 лет руководил "Моссадом".

Хорель лично разоблачил высокопоставленного советского разведчика в Израиле Исраэля Бера. "Бера провалил КГБ, - рассказывает Исер Харель. - Они очень хотели выйти на шефа германской разведки Гелене, но не могли это сделать. И вдруг я узнал, что, несмотря на мой запрет, Бер был в Германии и разговаривал с Гелене. Я сумел придержать Бера от дальнейших поездок за границу. Он был вынужден пойти на встречу с советским разведчиком в Израиле, а за ним мы следили. Их взяли при встрече. Это был самый сильный провал КГБ в Израиле и наш успех".

Исер Харель руководил "Моссадом" до 1961 года. Его преемник - Меир Амит находился во главе израильской разведки до 1968 года. Период, когда "Моссад" возглавляли эти два человека, называют золотым временем разведывательной службы Израиля.

Одна из самых известных операций, которую провел Меир Амит, √ вербовка иракского летчика, который перегнал в Израиль новый советский МиГ-21. Амит считает, что главное в разведке не эффектные операции, а поиск целесообразных точек соприкосновения с противником. "Я был долгое время ответственным за разведку и занимался бизнесом. Я знаю, что не существует договоров, которые невозможно было бы организовать. Настоящее решение √ это только совместная работа, совместные проекты, в которых обе стороны будут заинтересованы", - считает Меир Амит.

В истории "Моссада" немало красивых мифологизированных страниц и блестящих операций. Недавно во время похорон иорданского короля Хусейна "Моссад" смог достать образец мочи приехавшего в Амман президента Сирии Асада. По анализу в Израиле сумели предсказать скорую кончину сирийского лидера.

В конце девяностых годов эта организация пережила ряд серьезных провалов и неудач. Но, как известно, неудачи всегда видны, а успешные операции спецслужб, в том числе и "Моссада", становятся известны как минимум лет через 15-20, если вообще о них узнают.