Тour de France как выигрывается, так и проигрывается в горах. Любители велогонок прекрасно помнят, как Октав Лапиз, победитель первого в истории Tour de France горного этапа, назвал организаторов гонки убийцами. Кстати, в первом горном этапе этого года, который прошел в четверг, победил Лэнс Армстронг - чемпион трех прошлых лет. Эта победа еще раз подтвердила, что американец рвется к четвертому титулу.
Страх смерти - одно из самых знакомых гонщикам чувств на горных этапах. В последний раз гибель велосипедиста была в 1995 году, когда олимпийский чемпион Фабио Касартелли погиб на одном из пиренейских спусков. На следующий день после этой трагедии гонщики единогласно решили проехать всю трассу этапа медленно под гробовое молчание болельщиков.
Принимая во внимание нечеловеческую тяжесть гонки (по признанию знатоков, ни один вид спорта не приносит атлетам столько страданий и боли), по большому счету никто не удивился, когда в конце 90-х грянул допинговый скандал. Выяснилось, что в течение многих лет на вооружении команд Tour de France были анаболики. 1998 год в этом смысле стал сменой вех. Судьи дисквалифицировали в полном составе команду "Фестина". Поднявшаяся волна разоблачений накрыла все команды без исключения. С тех пор международная федерация велосипедного спорта ввела жесткие правила допинг-контроля, однако никто и сейчас не может со стопроцентной уверенностью сказать, что гонка Tour de France очистилась от допинга.
Конечно, для болельщиков Tour de France - прежде всего, зрелище. Гонка изобилует любопытными мелочами, которые приводят в восторг болельщиков. К примеру, если трасса проходит по одной из деревень, в которой родился кто-то из велосипедистов, ему позволяют проехать там первым, чтобы одна из местных красавиц подарила ему поцелуй. Чаще все поцелуй дарят жены спортсменов.
Кроме страха столкновения, самый страшный кошмар для участников - автомобиль, который как тень замыкает пелотон. Как только кто-то из велосипедистов отстает от группы (чаще всего это происходит в горах), его немедленно снимают с трассы и сажают в машину, которая уже была окрещена "метломобилем". До финиша гонщик вынужден ехать в ней.
Что касается отправления естественных надобностей человека, то гонщики и едят, и испражняются(!) прямо на ходу.