The Times: Ошибки российского футбола - упор на покупку легионеров
Архив NEWSru.com
В прошлом сезоне российская футбольная премьер-лига потратила больше средств на покупку игроков из-за рубежа, чем большинство других футбольных лиг мира, отмечает влиятельная лондонская газета деловых кругов The Times, перевод материала которой публикует Inopressa. Учитывая богатую историю футбола в России и огромные суммы, которые российские олигархи вкладывают в футбол, не исключен вариант, что через несколько лет по числу "звезд" российская премьер-лига достигнет уровня ведущих футбольных лиг Германии и Франции.

Любой экономист скажет вам, что для достижения успеха нужны люди, хорошие идеи и капитал. Российский футбол раньше в изобилии имел первые две составляющие. Сегодня в него пришли деньги, но, по иронии судьбы, первые два фактора пошли на спад. Как и многое в современной России, футбол существует в атмосфере беззакония и цинизма. Каждый раз, когда думаешь, что наконец-то появилась надежда на лучшее, возникает новая проблема.

Ситуация в российском футболе, как зеркало, отражает обстановку в стране в целом, считает в прошлом известный футболист Игорь Шалимов. Мы сидим в кафе роскошного отеля, пьем кофе, мы можем отправиться в любую страну мира. При этом люди за стенами этого отеля живут на две сотни долларов в месяц. За красивым фасадом скрывается мало хорошего.

Такое же чувство возникает на футбольных матчах. Московский "Спартак" - один из ведущих российских клубов, но, когда я пришел на матч этой команды против московского "Торпедо", на трибунах огромного стадиона "Лужники", рассчитанного на 80 тысяч мест, было лишь 12 тысяч зрителей.

Несмотря на это, руководители "Спартака" сказали мне, что они довольны числом зрителей на этой игре, оно на треть больше, чем обычно на матчах "Спартака". Болельщики "Торпедо" скучились в одном углу стадиона, болельщики "Спартака" - в другом, а в центре стадиона было множество пустых трибун. Кое-где сидели солдаты российской армии, напоминавшие подростков. Вероятно, их задачей было поддерживать порядок во время матча, но они лишь со скукой смотрели за игрой с пустых трибун.

Болельщики "Спартака" развернули транспарант с надписью: "Наше время пришло". Но оказались не правы: это время не пришло. Несмотря на то что бюджет "Спартака" за год составил 40 млн долларов, "Спартак", как и московский футбол в целом, выглядят умирающим. Посмотреть на игру каждого из лучших шести клубов российской премьер-лиги приходят не больше 7000 собственных фанатов.

"Меня это не удивляет, - говорит Шалимов. - Российские стадионы, за исключением стадиона "Локомотив", ни на что не годятся".

Так было не всегда. Генеральный секретарь Российского футбольного союза (РФС), в прошлом - игрок московского "Динамо" Владимир Радионов помнит заполненные до отказа трибуны во время матчей его команды 30 лет назад.

"На стадионах никогда не было меньше 35 тысяч болельщиков, - свидетельствует он. - Говорят, что билеты на футбол дорогие. Когда человек зарабатывает 250 долларов в месяц, купить билет на матч ему действительно не по карману. К тому же люди имеют возможность каждую неделю смотреть три или четыре игры российского чемпионата по телевидению в прямой трансляции. Они также могут смотреть по телевидению футбольные матчи в Англии, Испании, Италии, Германии, все - в прямой трансляции. Зачем им тратить деньги и идти на стадион, если они с комфортом могут поболеть дома? Нужно быть очень большим фанатом, чтобы пойти смотреть матч на стадион".

Деньги, которые направляют в российский футбол такие компании, как "Сибнефть", "Газпром" и "Лукойл", ушли в основном на зарплату футболистам и выплаты зарубежным клубам за покупку их игроков. При этом никаких признаков кампании популяризации футбола как зрелищного вида спорта в России не наблюдается.

Один из побочных эффектов перехода России к капитализму - это нежелание, как раньше, тратить деньги и время на подготовку новых игроков. Зачем тратить миллионы долларов на спортивные школы для детей, если можно купить уже подготовленного игрока в зарубежном клубе?

"Все в шоке от произошедших перемен, - говорит Шалимов. - Этим новым инвесторам нужен мгновенный успех. Клуб для них - это не сообщество единомышленников и болельщиков, а это победа прямо сейчас. Это создает ощущение нестабильности".

Шалимов может судить об этом по своему опыту. В прошлом году президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов пригласил его стать тренером клуба "Уралан" (Элиста). Но энтузиазма президента Калмыкии в отношении развития футбольной команды хватило лишь на один сезон. После того как "Уралан" при тренере Шалимове скатился в низшую лигу, были закуплены восемь игроков за рубежом - лишь бы "Уралан" смог вновь оказаться в премьер-лиге. "В прошлом сезоне это была уже зарубежная команда", - говорит Шалимов.

"В мое время такого не было, - со вздохом говорит Радионов. - У нас была гордость и патриотизм, мы играли во имя любви к спорту и к нашей стране. Сейчас деньги решают все, они даже могут решить проблему низкой посещаемости стадионов. Говорят, что после того, как экономика России окрепнет, и люди станут богаче, люди смогут позволить себе купить билет на футбольный матч".