"Это все делается в английском стиле. Этот стиль, эти драки, абсолютно все", - говорит Михаил Забродин, когда камера на мгновение выхватывает изображение молодого человека бандитской наружности, из уголка рта которого сочится кровь.
Через 15 лет после распада Советского Союза в России появилось много нового. В том числе и новые футбольные фанаты, которые становятся российским аналогом британского движения футбольных болельщиков soccer casuals. Подростки копят деньги на покупку футболок Lacoste и бейсболок Burberry, а в интернет-чатах рассуждают о том, кто такой настоящий чав (в Британии чавами называют подростков, носящих броские украшения и поддельную одежду дизайнерских марок, малообразованных, не имеющих источников дохода, кроме социального пособия, отличающихся асоциальным поведением. – прим. ред.). У каждого футбольного клуба есть группы поддержки, которые берут себе такие названия, как "Сумасшедшие мясники" и "Гладиаторы" – подражание таким группировкам английских фанатов, как Headhunters (клуб Chelsea) и ICF (клуб West Ham Untited).
Пиратские копии голливудского фильма о футбольных фанатах Green Street продаются во многих московских киосках. 35-летний Михаил входит в группировку фанатов ЦСКА, бойцов в красно-синем облачении. Он носит куртку Umbro, ходит вразвалку, что выглядело бы естественным, если бы он жил на юго-востоке Лондона. Вместе с друзьями он снимает на камеру столкновения враждующих фанатских группировок. "В прошлом году к нам приезжали английские хулиганы из лондонского района Милуолл, - с ухмылкой вспоминает Михаил. - Они проконсультировали нас и научили нескольким новым вещам".
Британское влияние здесь ощущается во всем. Фанаты передают из рук в руки зачитанные экземпляры книг о футбольных хулиганах, таких как Everywhere We Go Дуги и Эдди Бримсонов. В магазинчиках, прилегающих к футбольным стадионам, продаются британские флаги с изображением бульдога – одного из символов британских фанатов. Среди фанатов все большую популярность набирает музыка стиля ска. Московская группа Clockwork Times воспевает фанатов в песнях с такими названиями, как "Lonsdale" и "Derby Day".
В начале 90-х годов многие футбольные фанаты поддерживали свои команды в итальянском стиле, используя барабаны и сигнальные ракеты. Но после просмотра таких фильмов, как "Фирма" и "Футбольная фабрика", многие фанаты отказались от этого и стали копировать поведение радикальной части британских болельщиков. Впервые мир узнал о российских футбольных хулиганах в 2002 году, когда после поражения национальной сборной в матче со сборной Японии на Кубке мира российские болельщики устроили беспорядки в центре столицы, поджигая автомобили и затевая драки с милицией.
В то время как тысячи футбольных фанатов ведут себя нормально, в среде болельщиков становятся все более распространенными организованные акции насилия. 37-летний Вадим является одним из основателей группировки фанатов "Спартака" - "Флинты", за которой идет печальная слава. По словам Вадима, о стычках между собой группировки договариваются заранее, до матчей, в ходе телефонного разговора. Лицо и руки Вадима испещрены шрамами. Худощавый, но жилистый, он посвятил жизнь борьбе за свою команду, как в России, так и за границей. "Когда ты видишь врага, ты поднимаешь руки, показывая ему, что ты "чист", затем – бам, ты атакуешь, объясняет он правила драк. – Запрещается применять ножи, также мы запретили тяжелые ботинки, после того, как ими людям часто разбивали головы".
Большинство российских фанатских группировок названы в честь своих британских учителей. "Флинты" были названы так в честь бунтовщиков из романа Льюиса Стивенсона "Остров сокровищ".
Милиция начала вести борьбу с целью сдержать рост футбольного хулиганства. В декабре прошлого года в Санкт-Петербурге милиционеры начали стрелять в воздух во время драки с участием болельщиков клуба "Зенит" – группировки "Невский фронт" – возле Исаакиевского собора. Было задержано более 50 фанатов, шести милиционерам понадобилась медицинская помощь. "В Москве мы обычно умеем осадить их, но в регионах местные милиционеры просто не знают, как избежать столкновений", – говорит 35-летний Игорь, который недавно ушел на пенсию из ОМОНа.
Большинство фанатов - националисты, и среди них много скинхедов, нападающих на темнокожих иммигрантов, прибывающих в Россию, заключает The Guardian.