Поединок, в котором была разыграна шотландская партия, завершился на 51-м ходу. В третьей партии Крамнику, игравшему черными, вновь удалось быстро разменять ферзей, причем на этот раз инициатором размена стал его железный противник. Стоило ферзям разменяться, начала сказываться огромная разница в технике, в понимании, в умении играть в шахматы, сообщает Worldchessrating.ru. В эндшпиле человек постепенно переиграл крайне слабо действовавшую машину и без особого труда добился победы. Счет стал 2,5:0,5 в пользу Крамника. Четвертая встреча запланирована на 10 октября.
Deep Fritz √ Владимир Крамник (08.10.2002)
1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. d4 exd4 4. Nxd4 Bc5 5. Nxc6 Qf6 6. Qd2 dxc6 7. Nc3 Ne7 8. Qf4 Be6 9. Qxf6 gxf6 10. Na4 Bb4+ 11. c3 Bd6 12. Be3 b6 13. f4 O-O-O 14. Kf2 c5 15. c4 Nc6 16. Nc3 f5 17. e5 Bf8 18. b3 Nb4 19. a3 Nc2 20. Rc1 Nxe3 21. Kxe3 Bg7 22. Nd5 c6 23. Nf6 Bxf6 24. exf6 Rhe8 25. Kf3 Rd2 26. h3 Bd7 27. g3 Re6 28. Rb1 Rxf6 29. Be2 Re6 30. Rhe1 Kc7 31. Bf1 b5 32. Rec1 Kb6 33. b4 cxb4 34. axb4 Re4 35. Rd1 Rxd1 36. Rxd1 Be6 37. Bd3 Rd4 38. Be2 Rxd1 39. c5+ Kb7 40. Bxd1 a5 41. bxa5 Ka6 42. Ke3 Kxa5 43. Kd4 b4 44. g4 fxg4 45. hxg4 b3 46. Kc3 Ka4 47. Kb2 f6 48. Bf3 Kb5 49. g5 f5 50. Kc3 Kxc5 51. Be2 0-1
Обе стартовые партии также прошли по сценарию человека. Крамнику удавалось на выходе из дебюта менять ферзей и получать позиции, которые компьютер традиционно понимает крайне слабо. Эффективная "антикомпьютерная" стратегия принесла Крамнику ничью черными в первой партии и победу во второй.
Эксперты считают, что теперь шахматисты смогут взять реванш у ЭВМ за проигрыш в 1997 году Гарри Каспарова компьютеру Deep Blue. Об этом заявила официальный представитель организаторов матча "человек - машина" Зена Ховард. По ее словам, последняя игра Крамника длилась пять часов. Над 18-м ходом россиянин продумал полчаса. Ответный ход компьютера после такой паузы шахматные аналитики назвали "ошибкой", а английский гроссмейстер Дэниэл Кинг "безобразным". Шахматные стратеги считают, что компьютерная программа стала своего рода заложником собственной гигантской вычислительной мощи. Это относится не только к ее 19-му ходу во вторник, но и 13-му в предыдущей партии, когда машина нашла далеко не лучшее продолжение, сообщает ИТАР-ТАСС.
Между тем ряд наблюдателей обратили внимание на некоторые свидетельства растущего напряжения Крамника. Команда программистов Deep Fritz выразила уверенность, что теперь компьютер сможет взять реванш.
Напомним, что матч транслируется в интернете и, как ожидается, привлечет самую большую в истории аудиторию. Во время матча Каспаров - Deep Blue было зафиксировано более 22 миллионов обращений.
Если Крамник, который в 2000 году обыграл Каспарова в матче за звание чемпиона мира, победит компьютер, производящий три миллиона операций в секунду и обладающий самой совершенной поисковой алгоритмической системой, то получит от бахрейнского монарха миллион долларов. Впрочем, и ничья принесет чемпиону мира семьсот тысяч долларов.