В четверг CAS объявил об удовлетворении апелляций 28 российских спортсменов на решение МОК о пожизненном отстранении от Олимпиад и аннулировании результатов на Играх в Сочи из-за нарушения антидопинговых правил. Апелляции еще 11 россиян были удовлетворены частично: трибунал нашел основания для признания их виновными в нарушении антидопинговых правил, однако их пожизненное отстранение заменено на пропуск ближайших Олимпийских игр.
Позднее МОК в своем заявлении выразил сожаление решением суда, а также объявил о намерении обжаловать вердикт в Федеральном суде Швейцарии. Тем временем Олимпийский комитет России (ОКР) сформировал список из 15 человек из числа оправданных атлетов, кто мог бы претендовать на участие в Играх, и попросил МОК предоставить им приглашения.
На воскресной пресс-конференции глава МОК в очередной раз подчеркнул, что разочарован случившимся. Его ведомство не отказывается от намерения оспорить эти решение суда последней инстанции, коим является CAS, но ждет поступления и подробного анализа мотивировочной части.
"Мы не ожидали этого, к сожалению. Мы знаем о причинах лишь из нескольких предложений, которые прозвучали в релизе. Обоснования решения мы не получили, попросили ускорить процедуру. Нам сказали, что это может быть в конце февраля, что крайне неудовлетворительно, учитывая всю серьезность ситуации", - цитирует высшего олимпийского чиновника РИА "Новости".
Томас Бах заявил, что решение о возвращении медалей российским спортсменам, оправданным CAS, будет приниматься в течение 30 дней после получения мотивировочной части решения и ее изучения юристами.
"Мы изучим мотивировочную часть и обдумаем, возможна ли апелляция. Вопрос о перераспределении медалей будет решаться только после завершения процесса рассмотрения во всех судебных инстанциях", - отметил он, предположив что это может произойти через 30 дней после получения полного решения CAS.
Бах подчеркнул, что качество решений CAS не удовлетворяет МОК, поэтому арбитраж необходимо реформировать.
"Исполком МОК не удовлетворен подходом со стороны CAS. Мы обсуждали эту ситуацию вчера и сегодня. Считаем, эти решения показывают насущную потребность в проведении реформ, реформ внутренней структуры CAS. Это означает, что CAS должен изменить свою структуру так, чтобы мог обеспечить лучшее качество и последовательность в осуществлении своей юрисдикции", - добавил Бах.
Журналисты спросили президента МОК, не сочтут ли это вмешательством в дела Спортивного арбитражного суда.
"Это не только право МОК, это обязанность МОК выражать обеспокоенность решением CAS, потому что мы не можем позволить себе ситуацию, когда CAS потеряет доверие со стороны спортсменов. Поэтому мы должны работать над тем, чтобы доверие спортсменов было восстановлено. На встрече со спортсменами это была самая острая тема, практически все вопросы спортсменов касались этой темы. Они спрашивали, что мы будем делать, чтобы такое не повторялось в будущем", - объяснил он.
Президент МОК отметил, что уже предложил главе CAS подумать о внутренних реформах, тот оценил предложение и обсудит его на уровне управляющей структуры трибунала. Бах также уточнил, что призыв к реформам в CAS не повлияет на уже принятые судом решения - речь идет только о будущем. Чиновники не хотят допустить ситуацию, в которой спортсмены потеряют доверие к CAS.
Отвечая на вопросы, Бах также отметил, что решения перед летней Олимпиадой 2016 года в Рио-де-Жанейро были менее жесткими, поскольку у МОК не было полной информации. При принятии решений перед Пхёнчханом в комитете соблюли все процедуры, в том числе выслушали российскую сторону, получили данные экспертов по вопросу царапин на допингах-пробах, поэтому приняли самые жесткие санкции из всех возможных.
Первоначально на исполкоме МОК должны были быть заслушаны доклады представителей Всемирного антидопингового агентства (WADA), Независимой организации антидопингового тестирования (ITA) о планах тестирования спортсменов перед Играми, а также представителей российской делегации. Однако в связи с решением CAS основное внимание исполкома было сосредоточено на выработке позиции организации по данному вопросу, а также проработке дальнейших действий.