Шахматная программа Deep Fritz просчитывает от 3 до 4 миллионов ходов в секунду. Даже такие даровитые шахматные игроки, как Крамник продумывают за это же время не больше 2 - 3 ходов. Но: "У компьютеров нет шахматного мышления, - говорит 27-летний гроссмейстер из Туапсе. - Иногда они делают странные ходы, которые не станет делать ни один разумный человек".
Однако, поскольку от компьютеров ничего не ускользает благодаря "их невероятной арифметической силе", российский гроссмейстер не исключает возможности проигрыша счетному монстру, как это случилось с его земляком Гарри Каспаровым. Предшественник Крамника был первым чемпионом мира, который в 1997 году играл против программы Deep Blue. В шести играх он одержал только две победы и одну партию свел вничью - три партии остались за в компьютером. Корпорация IBM пять лет назад вложила 17 миллионов долларов в многотонный суперкомпьютер. С тех пор шахматные программисты охотно дают своим произведениям имя Deep. Лазерный диск с Deep Fritz, в отличие от его старшего брата, можно запустить на любом персональном компьютере, он стоит всего 99 евро.
Даже если бы Deep Fritz просчитывала только пятую часть от 200 миллионов ходов в секунду, что умела делать уже программа Deep Blue, она не была бы ни на йоту хуже. Программа имеет такую особенность, которая не позволяет ей дважды совершать одну и ту же ошибку.
В матче с миллионным призовым фондом против "дерзкого уличного грабителя" Крамник хочет использовать "закрытые позиции, которые компьютер не понимает". Это означает, что Крамник будет стремиться к позициям, для развития которых требуются долгосрочные планы. Опытный игрок знает, что ему делать в таком случае. Программы же играют непродуманно и слишком поздно замечают роковую ошибку, если она появляется на их арифметическом горизонте.
В декабре Каспаров померится в Иерусалиме силами с Deep Junior, программой, которая со счетом 12:14 проиграла Deep Fritz в квалификационном турнире. В то время как для Каспарова это матч-реванш, в котором речь идет о "чести человечества", Крамник относится к дуэли хладнокровно. "Через 5 - 10 лет никто не сможет выиграть у компьютера. Прогресс остановить нельзя. Ведь шахматы - это чистая математика. Конечно наступит время, когда те 2 - 3 хода, которые человек просчитывает за секунду, окажутся недостаточными - я только надеюсь, что это время еще не пришло."