Год назад литовец Владимир Романов купил "Хартс", шотландскую команду первой лиги. Владелец контрольного пакета акций банковской группы Ukio Bankas, капиталы которой оцениваются в 760 млн евро, сразу провел реструктуризацию верхнего эшелона, выгнал двух тренеров и привлек в команду, помимо других, четырех футболистов из литовской сборной. Пока что его тактика действует: команда с восемью очками занимает в таблице второе место после "Глазго Рейнджерс". Даже если его новые игроки не соответствуют масштабам "Челси", Романов заявляет: "В том, что касается расходов на приобретение игроков, пределов не существует. Я хочу, чтобы моя команда играла в Лиге чемпионов".
В России тоже существует тенденция приобретения спортивных клубов в качестве любимой игрушки – однако такое приобретение не всегда сопровождается успехом. До сих пор самым большим неудачником был владелец контрольного пакета акций московского "Динамо" Алексей Федорычев. Несмотря на то, что миллиардер, сделавший свое состояние на сере и минеральных удобрениях, за 37 млн евро приобрел у футбольного клуба "Порту" Манише, Коштинью, Дерлея и Юркаса Сейтаридиса, в российской лиге "Динамо" занял лишь 9-е место.
У его главного соперника ЦСКА дела идут успешнее. Благодаря прошлогодней победе на Кубке УЕФА банкир Евгений Гинер получил со своих инвестиций первые доходы. Его сын Вадим, одновременно вице-президент бывшего армейского клуба, после первого успеха россиян на европейском соревновании сказал лишь: "Успех не был для нас неожиданным".
западноевропейские клубы в растерянности пытаются противостоять финансовому натиску с Востока. Московский "Спартак", чей владелец Леонид Федун координировал приватизацию государственного нефтяного концерна "Лукойл" и составил себе при этом состояние в размере 1,7 млрд евро, заключил контракты с нападающим аргентинской сборной Фернандо Кавенаги и талантливым голландским футболистом Квинси Овусу-Абейе, которые составили бы честь любому амбициозному западному клубу. Раменский "Сатурн" при помощи Сулеймана Керимова, главы московской нефтяной компании "Нафта", переманил к себе Алексея Еременко и Симона Вукчевича, на которых все свои надежды возлагали Финляндия и Сербия.
На то, что поколение миллиардеров и мультимиллионеров, увлеченных футболом, нередко связано с организованной преступностью, указывает пример русской семьи Гайдамаков. Ее глава Аркадий Гайдамак – миллиардер (происхождение его капиталов не известно), которому пришлось бежать со своей второй родины Франции в Израиль, так как в отношении него был выписан международный ордер на арест по подозрению в контрабанде оружия в Анголу. Прошлым летом на своей очередной родине он приобрел команду первой лиги "Бейтар" (Иерусалим). Его сын Александр в январе купил 50% акций "Портсмута", клуба премьер-лиги, прихватив в качестве вступительного взноса Андреса Д'Алессандро из "Вольфсбурга".
Тем не менее, инвестиции олигархов имеют для клубов и обратную сторону. Они оказываются почти в полной зависимости от своих "покровителей". Бывший игрок российской сборной Игорь Шалимов, в свое время игравший в бундеслиге в "Дуйсбурге", опасается, что в случае неудач клубы будут брошены на произвол судьбы. "Новые владельцы хотят немедленного успеха. Команда и болельщики им не важны, для них речь идет только о прибылях".