Евкуров накануне официально подтвердил, что причиной перестрелки стало похищение невесты. Он потребовал от силовиков не допустить разрастания конфликта, тем более что произошел он между двумя известными ингушскими семействами
РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ
Известная кавказская традиция похищения невесты - далеко не всегда лишь красивый обычай. В прошлые выходные из-за него в центре Назрани были застрелены три человека, в том числе женщина, случайно оказавшаяся на месте "разборки". Ведется уголовное расследование, его взял под личный контроль глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров. Новости об этом всю неделю заполняли местные, да и общие криминальные сводки по стране. В эфире телеканала НТВ было показано видео расстрела, попавшее на камеру очевидца.

Пресса тоже не обошла вниманием эту трагедию. Как пишут в четверг "Новые известия", Евкуров накануне официально подтвердил, что причиной перестрелки стало похищение невесты. Он потребовал от силовиков не допустить разрастания конфликта, тем более что произошел он между двумя известными ингушскими семействами Аушевых и Евлоевых.

Все началось с того, что 25 октября была похищена с целью женитьбы 21-летняя Хаги Евлоева, причем уже в четвертый раз. По данным НИ, разбираться с родней жениха поехал отец девушки - майор полиции Магомед Евлоев. Впрочем, по сведениям других источников, это был ее двоюродный брат (так передавал "Интерфакс", ссылаясь на представителя правоохранительных органов, а также сайт Life News).

Клан Аушевых представляли два брата - 28-летний Илез и 25-летний Джамалейл. Стороны договорились встретиться на улице Муталиева, напротив помещения "Парфюмер". Однако, судя по видеокадрам, даже попытки договориться не было. Евлоевы на белой машине поджидали Аушевых. Когда те подъехали, Евлоевы начали стрелять. В этот момент к одному из стрелявших сзади подбежал человек с битой, нанес удар по голове, но тут же сам был насмерть сражен выстрелами. Второго брата Аушева застрелили посреди дороги.

Кроме того, несколько шальных пуль попали в пассажирский автобус, ранив 40-летнюю Патимат Аушеву. НТВ сообщает, что она находилась на девятом месяце беременности. Женщина скончалась в больнице.

На следующий день после перестрелки, 27 октября, Юнус-бек Евкуров встретился с силовиками и чиновниками Назрановского района Ингушетии, которых обвинил в бездействии, хотя они могли предотвратить кровавую развязку. Дело в том что еще днем ранее представители обоих семейств устроили словесную перепалку, которая переросла в драку. По некоторым сведениям, уже тогда была стрельба - правда, в воздух. Но никто из представителей властей не придал этому значения. "Вы не имели права ложиться спать, не разрешив ситуацию", - цитирует главу республики официальный сайт администрации региона.

Евкуров предложил проводить тотальную проверку автотранспорта, въезжающего в сельское поселение Сурхахи (место жительства обоих конфликтующих семейств), чтобы туда не провозилось оружие. Также он призвал депутатов местного самоуправления снять с должности главу администрации Сурхахи.

Как отмечает "Кавказский узел", в соседней с Ингушетией Чечне в октябре 2010 года был объявлен запрет на обычай похищать невест. За похищение девушки с целью вступления в брак назначили штраф в размере миллиона рублей. В январе 2011 года глава республики Рамзан Кадыров признал, что проблема так и не решена, и вновь потребовал полностью искоренить обычай кражи невест. Тем не менее похищения не прекратились.

Похищение нередко бывает выгодно и жениху, и невесте, говорят эксперты

Вместе с тем политолог и кавказовед Андрей Епифанцев утверждает в комментарии "Новым известиям", что в большинстве случаев похищение невесты - это красивый обычай, способ решить те или иные проблемы, а не реальное преступление. По его словам, случаи, подобные происшествию в Ингушетии, больше похожи на вражду кланов либо криминальных группировок, чем на настойчивое желание молодого человека жениться.

Глава Центра кавказоведения при РГГУ Исмаил Агакишиев, однако, указывает, что обычай противоречит не только российским законам, карающим за похищение человека, но и нормам ислама, который предписывает заключать брак добровольно и только после благословения родителей.

Тем не менее родственники невесты чаще всего соглашаются с требованиями жениха-похитителя выдать девушку за него замуж, поскольку барышня, даже если она провела в доме мужчины всего сутки, считается опозоренной и выйти впоследствии замуж ей будет весьма проблематично.

Кроме того, во многих случаях обряд похищения оказывается выгоден и жениху, и невесте. Если девушка влюблена, а родители не одобряют брака с ее избранником, она сама может попросить "украсть" себя. Либо семьи жениха и невесты договариваются о "краже", чтобы сэкономить на свадьбе.