"На данный момент известно, что Дауркин подал иски к шести СМИ с требованием взыскать от 5 до 10 миллионов рублей", - пояснил адвокат. В статьях, которые не понравились истцу, говорилось, что решение о списании 9 миллиардов рублей долгов за газ с жителей Чечни принял именно Дауркин, хотя на самом деле это не так.
В иске к "Клерку" Дауркин пишет, что СМИ не только распространяло несоответствующие действительности сведения, но и внушало широкому кругу читателей, что "решение судьи является заразительным дурным примером". Также, по мнению судьи, издание вызвало "социальную напряженность в России, шквал требований и обращений по списанию долгов по оплате газа".
Речь идет о статье "Регионы требуют списать газовые долги по примеру Чечни". Судья требует от "Клерка" компенсацию морального вреда в размере 10 миллионов рублей.
Между тем из объяснений на сайте "Клерка" следует, что источником для публикации, "задевшей честь" судьи Дауркина, была статья в газете "Коммерсант". "Клерк" также привел фотографию бумажной версии "Коммерсанта", на которой упоминается именно судья Дауркин.
Впоследствии выяснилось, что журналисты "Коммерсанта" перепутали Дауркина с судьей того же суда Ахмедом Имаевым. В итоге в "Коммерсанте" решили "втихую подправить статью, убрав из нее фамилию" судьи Дауркина, пишет "Клерк". Однако ошибочная информация уже была растиражирована другими СМИ.
Редакция издания, которое теперь будет выступать ответчиком, утверждает, что происходящее "похоже на подставу". Дело в том, что несколько дней назад на "Клерк.ру", который является крупнейшим бухгалтерским порталом, который ежемесячно посещают более 3 млн бухгалтеров и предпринимателей, пытались оказать давление представители налоговой службы. Фактически они начали цензурировать это краснодарское СМИ, предлагая соблюдать некие правила при публикациях: не размещать карикатуры на действующих чиновников; не размещать критику функционирования информационных систем ФНС России; не осуществлять действий, направленных на нанесение ущерба репутации государственных органов власти. Редакции сразу было предложено удалить около сотни коллажей к новостям, а директора ООО "Аффини индекс", которое обслуживает крупных клиентов "Клерка", вызвали в налоговую. Наведя справки через знакомых, он выяснил, что на него поступил "заказ": "прикрыть на год".
Добавим, ранее судья Дауркин подал иск о возмещении морального вреда к Mail.ru, изданиям "Свободная пресса", "Капитал страны", "Энерговектор" и "Новый взгляд". Тогда сообщалось, что сумма требований Дауркина к трем изданиям составила 25 миллионов рублей, а точная сумма еще двух исков неизвестна.
Газовые долги Чечни
В январе этого года Заводской суд Грозного удовлетворил иск заместителя прокурора Чеченской Республики к ООО "Газпром межрегионгаз Грозный". В результате на организацию, которая является дочкой "Газпрома", была возложена обязанность в течение одного месяца списать дебиторскую задолженность от реализации газа для населения, по которой истек срок исковой давности. Общая сумма долгов составила более 9 миллиардов рублей. Их списания в прокуратуре обосновали желанием избежать социальной напряженности.
После этого в ряде регионов тоже потребовали списания долгов населения за газ: в Чувашии, Башкирии, Ставрополье, Оренбургской и других областях. А в КПРФ предложили простить долги по ЖКХ всем россиянам.
Министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров объяснил списание долгов спецификой региона. Он заявил, что чеченский народ пострадал от боевых действий и террористов, за которыми стоят некие "глобальные силы". Остальным россиянам он предложил просто порадоваться за чеченцев.
Глава Чечни Рамзан Кадыров также заявил, что задолженность касается в том числе абонентов, погибших за время боевых действий в Чечне, поскольку местный "Газпром" долгое время не вел учет реальных потребителей. Он пообещал навести порядок в этом вопросе и обрушился на политиков и СМИ, которые "превратили проблему в шоу".
Между тем в компании "Газпром межрегионгаз Грозный" сначала заявили, что списания 9 млрд долгов для жителей Чечни не было, поскольку сумму из судебного решения публично не озвучивали. В то же время о задолженности в 9 млрд рублей говорилось в изначальной версии заметки прокуратуры Чечни.
В газовой компании также пояснили, что долги чеченских потребителей накопились сравнительно недавно - в период с 1 января 2007 по 30 сентября 2015 года.
11 апреля 2019 года стало известно, что Верховный суд Чечни отменил решение районного суда Грозного о списании долгов за газ с населения республики. "Решение Заводского районного суда города Грозного отменить, принять новое решение. Исковые требования заместителя прокурора удовлетворить частично", - сказал председательствующий судья.
Исковые требования касаются необходимости проведения инвентаризации при взыскании долгов, в том числе в случае чрезвычайных ситуаций. Прокуратура Чечни заявляла, что "Газпром межрегионгаз Грозный" не проводил ежегодную инвентаризацию долгов за газ среди жителей республики с 2013-го по 2018 год и не составлял документы, необходимые для списания дебиторской задолженности, которая стала безнадежной к взысканию.
Глава Чечни Рамзан Кадыров при этом продолжает рассчитывать, что компания "Газпром межрегионгаз Грозный" после решения Верховного суда республики отменить постановление о списании долгов за газ с населения все-таки урегулирует вопрос с задолженностью. В качестве аргумента в пользу списания долгов Кадыров привел в пример щедрость Кремля, который активно и охотно списывает долги другим государствам. В частности, это происходило под предлогом оказания помощи голодным африканским детям.
Кадыров также намекнул на то, что большие долги за газ могут быть фиктивными, а возникли они в результате "приписок". По словам лидера Чечни, во время боевых действий в республике во второй половине 1990-х - начале 2000-х годов газопроводные сети были практически полностью разрушены, отсутствовала возможность контролировать потребление газа. "Теперь настало время всерьез разобраться и с приписываемыми Чечне долгами газ. В первую очередь следует выяснить, каким образом и по каким параметрам определялась эта сумма задолженности", - подчеркнул он.