"В церемонии принимает участие руководитель российского подразделения Международного авиационного комитета Татьяна Анодина и Сергей Иванов", - сообщил РИА "Новости" представитель секретариата вице-премьера РФ Сергея Иванова. В состав польской делегации, как ожидается, войдут глава МВД и администрации Польши Ежи Миллер и военный прокурор Кшиштоф Парульский.
Как сообщили ИТАР-ТАСС в МАК, "будут переданы копии записей параметрического и речевого самописцев и их расшифровка". При передаче копий в присутствии представителей Генпрокуратуры РФ и Польши должна быть установлена их аутентичность с оригиналами.
- Польские СМИ находят все больше "загадок" и вопросов к русским
В МАК рассказали, что подобные акции не предусмотрены международной практикой, однако в этом случае российская сторона пошла на исключение. Теперь у Польши будут заверенные копии записей бортовых самописцев, которые сыграли существенную роль в расследовании причин крушения польского "борта номер 1".
Так, параметрический самописец подтвердил, что теракта, взрыва и пожара на борту в момент авиакатастрофы не было. Кроме того, специалисты МАК совместно с польскими представителями выяснили, что самолет был полностью исправен, как и навигационные системы и светотехническое оборудование аэродрома в Смоленске. Что касается речевого самописца, то он, в частности, показал, что в кабине пилотов ТУ-154 находились посторонние. Голос одного из них идентифицирован, личность второго предстоит установить.
Глава госкомиссии Польши по расследованию авиапроисшествий Эдмунд Клих высоко оценил сотрудничество с российской стороной, которая, по его словам, предоставляет польским следователям доступ ко всем необходимым документам. На прошлой неделе Клих официально подтвердил, что причиной гибели президентского самолета стала ошибка пилотировавших его летчиков польских ВВС.
"Они проигнорировали все предупреждения автоматики самолета об опасности и пошли на чрезмерный риск. Почему? Потому что были так обучены", - процитировала его слова "Газета выборча".
По словам Клиха, приборы постоянно сообщали пилотам, на какой высоте они находятся, однако летчики продолжали снижаться и не отреагировали даже на сообщение "перед вами земля". В другом интервью Клих подтвердил, что в момент крушения в кабине Ту-154 находился командующий ВВС Польши Анжей Бласик. Именно его голос был опознан при расшифровке бортовых самописцев. Клих отметил, что хотя этим генералом "и слова не было сказано, которое могло бы оказать давление на экипаж", одно его присутствие в пилотской кабине могло оказать "косвенное давление" на экипаж. "Да, конечно. Одно только присутствие могло оказать давление. Я согласен с этим", - сказал глава польской госкомиссии.
Он также сообщил, что при подлете к аэродрому экипаж знал о недостаточной высоте, составлявшей менее 100 м до земли, но несмотря на густой туман, осознанно продолжал снижение. Из записей "черного ящика" следует, что приборы были исправны, и летчики слышали команды диспетчера, требовавшего прекратить снижение и перейти в горизонтальный полет.
Самолет польского президента Леха Качиньского Ту-154 разбился под Смоленском утром 10 апреля. По предварительным данным, самолет зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. На борту находилось 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Не выжил никто. Среди погибших сам польский президент Лех Качиньский, его супруга и ряд высокопоставленных чиновников страны. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях.