В ходе расследования РБК выяснилось, что фонд имени Святителя Тихона основан муниципальным депутатом, кандидатом в депутаты Мосгордумы Сергеем Шишкиным. Палатки "в помощь ДНР" стоят по большей части в юго-восточной части Москвы у выходов станций метро. С расстановкой палаток помог префект ЮВАО Владимир Зотов, также кандидат в Мосгордуму и соратник Шишкина по Центральному казачьему войску.
Что касается фонда, то эксперты отмечают ряд нарушений закона об НКО в его деятельности. Причем претензии существенны: сбор денег ведется не только на улицах или переводами на счет фонда, но и переводами на частные электронные кошельки, номера которых указаны на сайте. Как сообщили в фонде имени Святителя Тихона, эти кошельки зарегистрированы на Шишкина и Сергея Горожанина - одного из волонтеров фонда.
"Это очень коррупционная тема и нарушение закона. Мы никаким образом не имеем возможности проверить, куда и как тратятся деньги со счетов физлиц и платятся ли с них налоги", - заявил основатель благотворительного проекта "Нужна помощь" Митя Алешковский.
Однако в фонде заверили, что тратят деньги исключительно на транспортировку грузов до границы и на само продовольствие.
На сайте фонда не опубликовано ни одного отчета о доходах и расходах, на сайте Минюста также не значится отчетов с момента основания фонда в 2011 году. На вопрос РБК, почему на сайте министерства юстиции нет ни одного отчета фонда имени Святителя Тихона, пресс-служба напрямую не ответила.
Представители организации заявили, что фонд начал работать только в мае 2014 года и что бухгалтерские отчеты об этой деятельности будут опубликованы позже. Отметим, что ранее фонд, по выражению его основателя, "лежал на полке" после того, как в 2011 году провалился проект с храмом Святителя Тихона, для строительства которого фонд и был создан. По словам Алешковского, даже если НКО не занимается никакой деятельностью, оно должно предоставлять "нулевую отчетность".
Стоит добавить, что вопросы возникают и к транспортировке гуманитарных грузов. В сложившейся ситуации официальная перевозка гуманитарных грузов невероятно осложняется. По словам представителя российского Красного Креста Татьяны Кленицкой, помощь непременно должна быть адресной, должны быть четкие списки необходимых предметов с указанием их количества, к грузам должны прилагаться документы (сертификаты, чеки и т.п.), а встречать на другой стороне помощь должны конкретные люди из конкретных организаций.
Однако адресатом фонда является ДНР. "Оттуда приходят запросы от ополчения, и все, что необходимо раненным киевской хунтой, которая устраивает геноцид народа, который являлся имперской нацией, мы закупаем здесь и отправляем, - рассказал представитель организации Василий Соловьев, добавив: - То, что мы сейчас собираем, мы направляем именно в адрес людей, которые воюют на передовой". При этом назвать пограничный пункт, где проходят грузы, он отказался.
"ДНР - это абстрактное явление, российские и украинские таможенники официальным путем не допускают грузов, если не указана понятная принимающая сторона", - отмечает Кленицкая. По мнению экспертов, грузы идут на Восток Украины незаконно.
Президент фонда "Предание" Владимир Берхин, направлявший помощь в Славянск через украинскую организацию "Международная медицинская помощь", считает, что если фонд имени Святителя Тихона поддерживает определенную сторону конфликта, значит, он оказывает не гуманитарную помощь, а в каком-то смысле даже военную. "Документы либо подделываются, либо груз идет в обход границы. В рамках международного права это называется контрабандой", - в свою очередь отмечает Митя Алешковский.
Кстати, в своем Facebook он опубликовал фотографии, на которых виден перечень товаров, отправляемых на Донбасс. "Внимательные читатели пришли и показали то, чего я не заметил, указали, что действительно собирает этот фонд. Тепловизоры, рации, приборы ночного видения, саперные лопатки, армейские разгрузки. Это все детям Донбасса?" - интересуется Алешковский.
Похожие палатки, оказывается, существуют и в Риге, и в Таллине. Как передает Delfi, в эстонском филиале движения "Балтия", которое является организатором рижских палаток, журналисты среди одежды, оправляемой в качестве гуманитарных грузов, заметили и камуфляжную форму.