"Похоже, что пристальное внимание общественности и СМИ к нарушениям во время призыва в армию постепенно приносит результаты. По крайней мере, люди в погонах уже редко отваживаются просто ловить призывников на улице и силой "забривать" их в солдаты, - пишет газета "Новые известия". - Однако это не значит, что военкоматы перестали нарушать закон. Просто делают они это теперь более аккуратно и изощренно".
В частности, правозащитники отметили, что в 2006 году военкоматы перешли в "психологическую атаку" на призывников. Теперь военные угрожают уголовной ответственностью за отказ добровольно явиться на призывной пункт не только самим молодым людям, но и их родителям. По данным правозащитников, работники военкоматов часто пользуются тем, что многие призывники и их родители не знакомы с многочисленными законами, положениями и инструкциями. Сами чиновники в погонах не торопятся делиться своими знаниями о правах призывников, а часто и напрямую врут родителям. Цель "психологической атаки" одна - убедить молодого человека в безвыходности его положения. Хотя чаще всего любую возникшую проблему вполне можно решить правовым способом.
Как пишет НИ, кроме этого, "военные переняли опыт обращения с призывниками у торговцев нелегальными мигрантами". Так, в октябре 2006 года в межрегиональное движение "Солдатские матери" обратился призывник, который сообщил, что при прохождении призывной комиссии в Черемушкинском ОВК столицы у него изъяли паспорт. Затем офицеры начали угрожать ему, что если он откажется получить повестку на отправку в войска, то документ он обратно не получит и вообще из здания военкомата не выйдет. Молодой человек пытался объяснить, что он являлся студентом дневного отделения, но никто не обратил внимания на столь несущественный, с точки зрения выполнения плана призыва, факт.
По данным "Солдатских матерей", за два призывных периода 2006 года только в Москве с жалобами на действия военкоматов к ним обратились 205 призывников и членов их семей. "Военным по-прежнему нужно пушечное мясо", - убеждена председатель "Солдатских матерей" Татьяна Кузнецова. При этом она уверена, что вернуть незаконно призванных молодых людей крайне сложно. "Он будет два года служить, а мы два года судиться", - пояснила она. Правозащитница пожаловалась и на то, что родителей очень трудно уговорить обратиться в прокуратуру в связи с нарушениями, и если бы они это делали чаще, то прокурорский надзор был бы более эффективен.
В свою очередь, секретарь коалиции "За демократическую альтернативную гражданскую службу" (АГС) Сергей Кривенко считает, что у правозащитников еще много работы. "Нет оснований говорить о том, что происходят качественные изменения в военной службе, – рассказал Кривенко НИ. - Мы видим только полушаги со стороны Минобороны, например, создание родительских комитетов". По его информации, за осенний призыв в 14 регионах, где проводился мониторинг, было выявлено порядка 3 тысяч нарушений. Сейчас правозащитники как раз готовят доклад на эту тему.