41-летний Михаил Ходорковский, которого обвиняют в неуплате налогов и хищении, хотя многие считают это политической кампанией Кремля, цель которой - отобрать у него империю, дал интервью изданию "Русский Newsweek" через своих адвокатов. (Текст размещен на сайте пресс-центра Михаила Ходорковского).
Бывшего главу ЮКОСа, чье состояние оценивалось в 4,5 млрд фунтов, сейчас судят по обвинениям в неуплате налогов и мошенничестве, пишет издание. Если его признают виновным, ему грозит до 10 лет тюрьмы. Несмотря на это, Ходорковский думает о будущем. В бизнесе он себя больше не видит.
"Этот этап жизни пройден. А вот продолжать образовательные, общественные проекты, которыми я занимаюсь в "Открытой России" уже 3 года, реализовать университетский проект – надеюсь, смогу", - говорит экс-глава нефтяной компании в интервью российской версии журнала Newsweek.
В прошлом году от ЮКОСа потребовали доплатить налогов на 10 млрд фунтов, что привело компанию на грань банкротства. Решением суда, которое критики назвали незаконным, "Юганскнефтегаз", дочерняя компания и самый крупный на тот момент актив ЮКОСа, была выставлена на аукцион и куплена одной близкой к Кремлю группой, что фактически поставило ее под контроль государства.
"Теперь я абсолютно убежден, что главной причиной начала "дела ЮКОСа" было желание группы из четырех-пяти человек захватить и управлять крупной и успешной нефтяной компанией", - заявил Ходорковский, отец четверых детей в возрасте от 5 до 19 лет.
"Используя соображения государственной политики, руководителей страны убедили использовать всю власть государства для распределения собственности, не обращая внимания на закон. Никогда за последние 10 лет не происходило ничего подобного. Никогда раньше для таких нападок не использовали столько высокопоставленных людей".
На прошлой неделе прокуратора продлила срок содержания Ходорковского под стражей на три месяца вплоть до мая, что стало еще одним ударом для бывшего магната, который уже заявил, что если его оправдают, то он бросит бизнес и посвятит себя гражданским и образовательным проектам.
Судьи отказываются выпустить Ходорковского под залог, обосновывая это тем, что он может покинуть страну или оказать давление на свидетелей. Ходорковский сказал, что, возможно, его никогда не выпустят, потому что его враги боятся, что он будет мстить.
"У них психология преступников", - сказал он.
Он призвал президента России Владимира Путина, который, по слухам, враждебно относится к Ходорковскому, прекратить использование государства для распределения частной собственности.
Он раскритиковал политические реформы Путина, заявив, что они направлены на то, чтобы на должности назначались политиканы.
Намекая на опасность возвращения к советскому авторитаризму, он сказал, что при Путине у людей скоро не будет иного выбора, кроме бунта, иначе их никто не услышит.
Ходорковский сказал, что тяжелее всего для него разлука с родными. Российский магнат, который еще несколько месяцев назад был самым богатым человеком в стране, рассказал, как он делит тюремную камеру с двумя другими заключенными и раз в месяц в течение часа через стеклянную перегородку видится с женой и детьми.
"Видеть их через стекло раз в месяц особенно больно, - сказал Ходорковский, - я скучаю по семье: по жене, по детям, по родителям. Мне очень их жаль. Здесь внутри очень жарко, и трудно, когда совсем нет солнца".
По словам Ходорковского, условия в СИЗО жесткие, но лучше, чем во многих других тюрьмах. В камере площадью 12 кв. м. несколько соседей - обычные люди со своими горестями и проблемами, холодильник ЗиЛ и маленький телевизор диагональю 34 см.