Польша, Россия и Европа движутся к конфронтации из-за того, что президент России Владимир Путин пытается использовать церемонии, посвященные освобождению Восточной Европы Красной армией в 1945 году, в своих внешнеполитических целях
AP Photo
Польша, Россия и Европа движутся к конфронтации из-за того, что президент России Владимир Путин пытается использовать церемонии, посвященные освобождению Восточной Европы Красной армией в 1945 году, в своих внешнеполитических целях, полагают аналитики и дипломаты. Ожидается, что тон критики, которая появится в ближайшее время в связи с выступлениями Путина в честь 60-летия освобождения Освенцима, будет резким, особенно в восточноевропейских СМИ, пишет ежедневная американская газета International Herald Tribune, перевод статьи которой публикует Inopressa.

В Освенциме Путин заявил, что церемонии, по существу, являются началом празднования 60-летия великой Победы. Кульминацией станут торжества, которые пройдут в мае в Москве. Торжества состоятся 9 мая в честь 60-летия со дня подписания договора о капитуляции "третьего рейха" в Берлине.

Однако восточноевропейские дипломаты и аналитики заявили, что Путин использует торжества для достижения определенной цели. "Он хочет показать, что Россия остается серьезным игроком, каким она была после 1945 года, что Россия по-прежнему имеет влияние, - заявил International Herald Tribune на условиях анонимности представитель Польши. - Реальность гораздо сложнее. Мы члены Европейского союза. Мы члены НАТО, а Путин поддержал не того человека на Украине и недооценил силу оппозиции".

Несмотря на эти неудачи, российские аналитики заявили, что торжества в Москве могут стать "водоразделом российской внешней политики", поскольку Путин предлагает свою версию событий, противоречащую той, которая бытует в Восточной Европе. "Ближайшие несколько месяцев будут трудными, - заявил эксперт по России из Германского совета по международным отношениям в Берлине Александр Рар. - Россия празднует освобождение. Но для Восточной Европы и некоторых регионов Западной Европы это было начало новой тирании. Освобождение российскими войсками узаконило господство России в части Европы. Это одна из проблем, связанных с церемониями в честь 60-летия (освобождению Восточной Европы Красной армией - прим. ред.)".

В свою очередь французская газета Le Figaro пишет, что своим выступлением Путин дал понять: Россия твердо и решительно выступает против любой попытки "переписать историю, пытаясь ставить в один ряд жертв и палачей, освободителей и оккупантов". По мнению издания, Москва не согласна и никогда не согласится с тем, что в балтийских странах политические лидеры проводят параллель между двумя "оккупациями" - той, которую осуществляла Красная Армия, и той, которую осуществляла нацистская Германия.

В Европе считают, что российскому президенту не хватило такта, сдержанности, порядочности. Говорят, что Путин не должен был использовать 60-летнюю годовщину освобождения Освенцима для изложения своей точки зрения и использовать памятную церемонию в качестве политической трибуны. Так не поступил никто, кроме него, но, возможно, российскому президенту до этого нет дела, не исключает Le Figaro (перевод статьи на сайте Inopressa).

Мало кто из дипломатов, историков и аналитиков ставит под сомнение роль и мужество Красной армии в войне с Германией. Но они ставят под сомнение путинскую однобокую трактовку освобождения, за которым последовал систематичный и жестокий захват Восточной Европы коммунистами. Путин также не хочет говорить о роли Москвы в уничтожении демократии, среднего класса и гражданского общества в Восточной Европе. В то же время Путин высоко отзывается о роли КГБ, где он сделал карьеру, пишет International Herald Tribune.

По мнению Александра Рара, Европе либо предстоят серьезные разногласия с Россией, либо она примет более прагматичный подход. "Я полагаю, что торжества 9 мая станут разделительной линией между нами и Россией. Благодаря освобождению Россия 60 лет назад добилась положения значимой державы. Она использует годовщину для той же цели".

Вопрос в том, как Путин намеревается использовать майские церемонии в своих целях. В Освенциме прозвучал намек на это. Он воспользовался торжествами в Освенциме, чтобы показать, что освобождение 1945 года можно 60 лет спустя сравнивать с борьбой против терроризма, о чем Путин недвусмысленно заявил на церемонии памяти в концлагере. "Сегодня мы обязаны помнить не только прошлое, но и осознавать все угрозы современного мира, среди которых терроризм не менее опасен и коварен, чем фашизм", - заявил российский президент.

При этом в Освенциме Путин, хотя у него была такая возможность, не упомянул о волне антисемитизма и судах над евреями при Сталине и о дискриминации евреев в России, имевшей место вплоть до распада СССР, пишет International Herald Tribune.

"Проблема Путина в том, что он еще не решил, каким образом Россия может найти себе место в новом мировом порядке, - заявил Рар. - Россия при Путине представляет собой гибрид старого советского доминирования с попытками модернизации". В то же время один из немецких дипломатов в интервью International Herald Tribune высказался откровеннее: "Путин хочет сохранить статус-кво и свою власть".