Financial Times, статью которой публикует Inopressa, утверждает со ссылкой на "высокопоставленный источник в правительстве", что Россия ратифицирует Киотский протокол в ближайшие недели.
- Киотский протокол:
рыночное решение экологических проблем
- Доводы противников ратификации:
экология, экономика и политика
По решению правительства в течение трех месяцев министерства и ведомства подготовят предложения о комплексном плане действий по реализации обязательств и прав, вытекающих из Киотского протокола, сообщает "Интерфакс".
Вместе с тем правительство не поддержало предложение директора Института изменения климата и экологии РАН Юрия Израэля о внесении в протокольное решение пункта, поручающего создать в России научную климатическую программу. Вице-премьер Александр Жуков, который председательствовал на заседании, заявил: "Этот вопрос требует проработки, из каких разделов и частей это будет состоять".
Киотский протокол предусматривает ограничения на выброс парниковых газов за пределами превышенной квоты. Согласно протоколу, промышленно развитые страны ограничат эмиссию углекислого газа и еще пяти парниковых газов на 5,2% по сравнению с 1990 годом. Они должны достичь этих показателей к 2008-му или, самое позднее, к 2012 году. Договор, подписанный в 1997 году в японском городе Киото, вступит в силу, только если его ратифицируют страны, на долю которых приходится 55% глобальной эмиссии.
США, на долю которых приходится 35% глобальной эмиссии, отказались от участия в киотском процессе в 2001 году; это было одно из первых решений, принятых президентом Бушем. Это сделало голос России, на долю которой приходится 17,4%, решающим.
Ратифицировав протокол, Россия даст зеленый свет европейской схеме торговли квотами на выброс газов.
FT отмечает, что если протокол будет ратифицирован, то лидеры ЕС могут смягчить критику в адрес внутренней политики Путина, направленной на усиление концентрации власти в Кремле. Это также может помочь России получить поддержу ЕС при вступлении в ВТО.
Эксперты расходятся в том, стоит ли принимать Киотский протокол
Забота об ограничении выделения промышленными предприятиями парниковых газов - палка о двух концах. До сих пор среди экспертов нет единого мнения по поводу того, надо ли России ратифицировать Киотский протокол и какими последствиями будет чревата возможная ратификация.
Так, в МИДе считают, что отказ России ратифицировать Киотский протокол мог бы повлечь за собой не только политические, но и экономические издержки.
А советник президента по экономике Андрей Илларионов, напротив, считает, что именно ратификация наносит ущерб национальным интересам России. Как сообщает ИТАР-ТАСС, Илларионов назвал ратификацию Киотского протокола "вынужденным политическим решением".
Главной задачей на ближайшие годы советник президента назвал "минимизацию последствий принятия Киотского протокола". По его выкладкам, главное негативное последствие - снижение темпов роста экономики, вынужденной под нажимом протокола снижать вредные выбросы. Илларионов призвал российские власти "быть честными перед народом, понимая, что это коснется каждого россиянина".
А вот руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин выступает за ратификацию Киотского протокола. В эфире радиостанции "Эхо Москвы" он заявил, что такой шаг может принести России ощутимую выгоду "в настоящее время и ближайшие десять лет". Поскольку Россия "сравнительно чистая страна" с точки зрения выбросов в атмосферу так называемых "парниковых газов", "мы могли бы получать доход от продажи квот", пояснил он. Илларионов считает, что подобные прогнозы слишком оптимистичны, и Россия уже к 2008 году свои квоты исчерпает.
Большинство экспертов сходятся в том, что окончательное решение по Киотскому протоколу будет политически обоснованным. Академик РАН директор Института глобального климата и экологии Юрий Израэль указывает, что Киотский протокол "не имеет геофизического и научного обоснования, и это четко доказано учеными". Президент Владимир Путин пока выступает за ратификацию.
Премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что дискуссия о целесообразности ратификации Россией этого документа может быть продолжена в Думе. "Вероятно, в Думе предстоит непростое обсуждение", - предположил глава кабинета министров.