С требованием о возбуждении данного уголовного дела в Генпрокуратуру обратилось общероссийское общественное движение "За права человека". Лидер движения Лев Пономарев сообщил "Интерфаксу", что обращение в Генпрокуратуру основывалось на заявлениях пострадавших граждан, утверждавших, что в отношении них был нарушен закон.
В своем заявлении от 4 июля этого года движение "За права человека" просило Генпрокуратуру также возбудить уголовное дело по превышению пределов необходимой обороны сотрудниками спецслужб в ходе операции по освобождению заложников. По мнению правозащитников, это "сделало невозможным судебное разбирательство в отношении лиц, совершивших теракт".
Кроме того, правозащитное движение настаивало на том, что экспертами Бюро судебно-медицинских экспертиз комитета здравоохранения Москвы было утверждено, по крайней мере, одно заведомо ложное заключение о смерти одного из заложников.
На свои заявления движение получило ответ из Генеральной прокуратуры РФ. В нем, в частности, указывалось, что "оружие сотрудниками специальных подразделений было применено в условиях крайней необходимости после того, как террористы совершили убийства отдельных заложников и применили гранаты в отношении участников специальной операции, что создавало угрозу взрыва и гибели заложников, а также сотрудников правоохранительных органов".
Кроме того, в ответе Генпрокуратуры отмечалось, что "правовая оценка действиям сотрудников спецслужб при проведении специальной операции по освобождению заложников будет дана по результатам расследования".
Суд, заслушав доводы правозащитников, а также представителя прокуратуры, согласился с мнением последнего о том, что все указанные заявителями факты получат оценку в ходе расследуемого в настоящее время московской прокуратурой уголовного дела.
Суд не усмотрел необходимости проведения отдельной проверки или выделения дела в отдельное производство по указанным правозащитниками фактам.
Пономарев заявил, что движение обжалует это решение в Мосгорсуд, а в случае, если его требования не будут удовлетворены в российских судах, обратится в Европейский суд по правам человека.
В результате захвата заложников в октябре прошлого года в Театральном центре на Дубровке погибло 129 и пострадало более 700 человек.