Помощник директора ФИАН Наталья Тарасенко пояснила, что сотрудники ФСБ провели обыски в институте, после чего приехали с обыском в квартиру Колачевского.
"В ФИАН проводились обыски - в бухгалтерии и в договорном отделе. Директор в течение дня был под наблюдением сотрудников ФСБ, потом его посадили в машину и повезли домой на обыск", - сказала Тарасенко.
По ее словам, в настоящее время Колачевский находится дома, о результатах обыска ничего неизвестно. Она добавила, что сотрудники ФИАН не видели постановления следователя о проведении обыска.
Сам директор ФИАН РАН Николай Колачевский заявил, что его подозревают в контрабанде оптических элементов. "На выходе из подъезда меня задержала группа людей в масках с автоматами и отвезла в институт на арендованные территории. В течение шести часов сотрудники полиции вели со мной беседу без предъявления документов. Мне объяснили причину задержания как проблему с фирмами, которые арендуют помещения в институте. В течение этого времени шла нормальная работа, как и с другими проверяющими органами. Но после обыска в институте сотрудники полиции настояли на обыске в моей квартире", - рассказал он. По словам Колачевского, он не понял, зачем нужен этот обыск, однако подчинился требованиям силовиков, передает ТАСС.
"Сотрудники предъявили ордер на обыск, где было написано, что меня подозревают в пособничестве контрабанде оптических элементов, что отмечено в протоколе обыска. <...> Если возникает небольшое подозрение, то в частную жизнь директора приходит крупная силовая структура. В данном случае это Главное управление по экономической безопасности (ГУБиПК МВД. - Прим. ТАСС)", - сказал он.
Президент РАН Александр Сергеев в свою очередь сообщил журналистам, что происходящее вокруг ФИАН не связано с научной деятельностью института. "То, что сегодня происходит, совершенно точно не связано с научной деятельностью этого института. Как мы представляем, это вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью, к которой РАН не имеет отношения", - сказал Сергеев.
Он отметил, что в силу этого РАН не может "прокомментировать вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью, и то, что институту инкриминируется". "Но с точки зрения научной могу сказать, что это наш флагманский институт. Николай Колачевский в последние годы эффективно работает как директор ФИАН", - добавил он.
Колачевскому инкриминируют ч. 3 ст. 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, совершенная организованной группой).
За Колачевского заступился президент РАН Сергеев и большая группа ученых, пишет телеграм-канал "Незыгарь".
По его данным, Николай Колачевский мог перейти дорогу "влиятельному" физику, президенту Курчатовского института Михаилу Ковальчуку, который является братом владельца банка "Россия" и "друга Путина" Юрия Ковальчука.
По данным телеграм-канала, ФИАН неформально поддерживал научную оппозицию против коммерциализации РАН. "Колачевский серьезно мешал Курчатовскому институту перехватить контроль за исследованиями по ядерной проблеме", - говорится в сообщении.
Кроме того, Николай Колачевский является членом Совета РАН по исследованиям в области обороны. Так что участие сотрудников ФСБ в оперативных мероприятиях "было далеко не случайно".