Отвечая на вопрос, что входит в понятие "великая держава", 64% назвали высокое благосостояние граждан, 58% - экономический потенциал страны. При этом за 15 лет резко увеличилось - с 30% до 51% - число тех, кто относит к таким признакам военную мощь и наличие ядерного оружия. О таком компоненте, как "уважение других стран", заявили лишь 20% (в 1999-м - 35%).
Вместе с тем более трети россиян (36%) хотели бы видеть страну в будущем "такой, как развитые страны Запада". Причем 15 лет назад это тоже был самый популярный ответ.
- ВЦИОМ: большинство россиян отказывается от крупных покупок и новых кредитов
- Сирийский конфликт увеличил страх россиян перед терактами и веру в способность власти их защитить
Комментируя "Ведомостям" результаты опроса, замдиректора "Левада-Центра" Алексей Гражданкин отметил, что люди начинают считать Россию великой державой, когда, по их мнению, власть достойно решает проблемы. Что же касается вопроса о движении по западной модели, то в данном случае не было самого популярного у респондентов ответа "Россия должна идти своим путем", пояснил он. "Поэтому этими настроениями легко манипулировать, выдвигая идею суверенной демократии, особого российского пути", - подчеркнул социолог.
Как отмечает политолог Дмитрий Орешкин, "у нас традиционно милитарное и бинарное мышление - что есть "мы", а есть "враги". По его словам, власть использует эти шаблоны для мобилизации поддержки и сама тоже действует в соответствии с ними. Так что Путин вынужден соответствовать ожиданиям, которые сам создает, уверен эксперт.
В итоге получается когнитивный диссонанс - президент вроде бы показал себя защитником русского народа на Украине, однако фактически все же проиграл: Украина ушла к Западу, Крым с трудом переживает условия нового быта, проблема Донбасса не решена. По этой причине внедряется новая-старая система ценностей, упрощающая картину мира: согласно ей, сильная страна - та, которая может разбомбить соседей, пояснил политолог.