Американские политологи предположили, что российские лидеры намеренно отказались от PR-кампаний. Такие уловки для формирования или усиления собственного имиджа, возможно, и вовсе ни к чему, ведь выстраивая положительный имидж можно помешать самому себе и испортить его окончательно.
- Что делают другие страны для улучшения своего образа в США
Своеобразным ответом на мнение американских политологов стало сегодняшнее выступление помощника президента России, спецпредставителя по вопросам отношений с Евросоюзом Сергея Ястржембского. Как передает "Интерфакс", чиновник заявил: "СМИ на Западе необъективно освещают события, касающиеся России". Зачастую, прежде чем разобраться, априори возлагается ответственность на Россию, сказал Ястржембский.
По его словам, это вызвано тем, что к России по большому счету относятся настороженно из-за страхов перед историческим советским прошлым и холодной войной. Мало кто ожидал, что Россия так быстро поднимется с колен и это вызывает страх, - заявил Ястржембский. В то же время он признал, что у России сложился довольно неблагоприятный имидж: "он упал и не отжался, а для того, чтобы он отжался, надо что-то предпринимать", - уверен помощник президента РФ.
Именно об этом и вели речь авторы американской статьи. Для разработки и реализации "стратегии информационного сопровождения и поддержки", как правило, привлекают третью сторону, и российским политикам, как утверждается в статье, это известно. Однако роль такого посредника они не до конца понимают. А ведь подобное представительство может сыграть решающую роль в отстаивании масштабных национальных интересов и достижения стратегических целей.
Впрочем, если бы даже Россия всерьез занялась своим имиджем и наняла бы для этого политтехнологов, это могло бы выглядеть как старомодная государственная пропаганда, и тоже вряд ли принесло бы результаты. Подобного шага, собственно, ждут еще со времен холодной войны. Тем не менее, широкомасштабные кампании по улучшению имиджа именно на то и нацелены. Они меняют отрицательные представления, мешающие доверять стране, которая доводит до аудитории свою информацию. На деле отсутствие альтернативных голосов, официально выступающих на стороне России, позволяет критикам изображать Россию таким образом, который служит достижению их собственных, нередко чуждых стране целей.
Речь идет не о том, что России не следует иметь активную, управляемую государством политику представления ее интересов. Однако государственные программы не могут быть действенными сами по себе, они должны подкрепляться набором параллельных мер, утверждается в статье.
Сергей Ястржембский с этим отчасти согласен. Никакие одноразовые кампании не помогут, для этого необходимо создавать как можно больше положительных новостей, заявил чиновник в Москве. Помощник Путина признал, что национальный имидж - это серьезная работа, которая не ограничивается "одноразовыми услугами различных СМИ". Он также высказал мнение, что крупные российские компании должны тратить больше средств на создание своего позитивного имиджа в Европе, что будет способствовать их доступу на европейские рынки.
Ястржембский отметил, что в некоторых случаях негативная реакция на желание российских компаний увеличить свое участие в проектах в странах ЕС связана, прежде всего, с "неправильным восприятием России на Западе".
Что делают другие страны для улучшения своего образа в США
Другие мировые государства, как утверждается в американской статье, эффективно пропагандируют собственные национальные интересы и улучшают свой имидж в США и во всем мире. Для этого они проводят долгосрочные, тщательно организованные кампании. В результате этим странам удается либо преодолеть мощное политическое и идеологическое противостояние, либо добиваться значительно большего влияния, чем им "полагалось" в силу их размеров и стратегического значения.
Один из наиболее удачных примеров - китайская кампания за вступление в ВТО. Объективному наблюдателю трудно понять, каким образом один из последних коммунистических режимов мира мог всерьез рассчитывать на участие в капиталистическом режиме мировой торговли. И, тем не менее, Китай пожинает плоды членства в ВТО, а Россия - до сих пор нет, заключают американские политологи.
Крайне мало внимания в отстаивании своих интересов Россия уделяет Конгрессу США. Другие государства, которые не всегда находят широкую поддержку среди американцев, спокойно проводят свои лоббистские программы. Традиционно дружелюбные к США государства также отстаивают свои интересы в Вашингтоне.
В 2005 году Россия официально потратила на лоббизм в США лишь 106.5 тысяч долларов. Для сравнения, расходы Грузии составили 338 тысяч, Казахстана - 481 тысячу. Украина отдала на лоббистские программы более полутора миллионов долларов, а Южная Корея - почти тридцать миллионов. Израиль на те же цели израсходовал более 11 миллионов. Причем в этих данных не учитываются расходы диаспор, деловых ассоциаций, гражданских организаций и других неофициальных "лоббистов".
Таким образом, если Россию в этом плане сравнивать с ее соседями - Украиной или Грузией, имидж ее лидеров остается на особенно низком уровне. Это, разумеется, имеет немало последствий для России. В частности, на нее по-прежнему распространяется действие поправки Джексона-Вэника, в то время как для Украины эту поправку отменили. Особенно унизительно это тем, что законодательство о внешней торговле более не актуально.
Россия до сих пор не принята в ВТО - при этом она входит в "большую восьмерку", демонстрирует гигантские темпы экономического роста, богата природными и людскими ресурсами. В авторитетных бизнес-журналах упорно появляются публикации, препятствующие притоку в Россию прямых иностранных инвестиций. На Россию по-прежнему распространяется действие ограничений на экспорт и импорт, особенно в сфере технологий и безопасности. Не менее яростно выступают критики антидемократических тенденций в России.