Подводя итоги уходящего года в России, нельзя обойти вниманием решения отечественной Фемиды по целому ряду ставших знаковыми судебных процессов
Архив NEWSru.com
Подводя итоги уходящего года в России, нельзя обойти вниманием решения отечественной Фемиды по целому ряду ставших знаковыми судебных процессов. NEWSru.com предлагает обзор судебных решений по самым громким делам и коллизиям российского судопроизводства в 2005 году.

Третья ветвь власти в минувшем году отметилась вынесением обвинительных приговоров по делам российских ученых, обвинявшихся в шпионаже, делом ЮКОСа, процессом национал-большевиков, серией противоречивых вердиктов в отношении группы спецназа Ульмана, противостоянием Уставного суда Петербурга с губернатором, закончившимся полной победой исполнительной власти. Точку в этом списке поставил Конституционный суд, фактически введший в юридический обиход понятие "политической целесообразности".

К доставшемуся по наследству титулу "самое справедливое" российское правосудие в этом году всеми силами отстаивало и звание "самого беспристрастного". Однако в СМИ прижилось и альтернативное определение "басманного", ставшего нарицательным.

В целом правозащитники констатируют, что в России репрессивные приговоры возобладали в налоговом, гражданском и уголовном праве. В частности, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин неоднократно указывал на необходимость продолжения преобразований в сфере судопроизводства. Недавно он обратился к президенту и правительству страны с предложением о продлении срока действия федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России". Уполномоченный по правам человека сообщил, что "наибольшее число нареканий вызывает непрозрачность судопроизводства" и "дефицит гласности правосудия". Кроме того, по его словам, судебная система "не защищена от околополитических интриг". Обращение опубликовано на официальном сайте омбудсмена.

"Губернаторское дело"

Пожалуй, одно из самых принципиальных дел последнего времени - так называемое "губернаторское дело", в котором оспаривался предложенный Владимиром Путиным новый порядок избрания глав регионов. В декабре Конституционный суд вопреки своему постановлению десятилетней давности признал законным утверждение региональными законодательными собраниями кандидатов на пост губернатора по представлению президента - взамен действовавших до последнего времени прямых выборов. КС РФ указал, что право президента представлять кандидатуру на должность главы субъекта РФ "не может рассматриваться как нарушение принципа разделения властей и принципа федерализма".

Отметим, что до этого Конституционный суд запретил региональные партии, отменил срок давности для "недобросовестных налогоплательщиков" (еще одно терминологическое ноу-хау), не возражал против монетизации льгот.

Незадолго до исторического решения председатель КС Валерий Зорькин подготовил для него почву, заявив, что "по мере развития общества правовые позиции КС могут уточняться". То есть прежнее решение КС сохраняет свою силу, но оно не может автоматически переноситься на "новую ситуацию". "Это закон движения правовых позиций", - аргументировал свою точку зрения Зорькин, подкрепив ее ссылкой на опыт самых продвинутых стран.

По сути, как отмечала газета "Ведомости", председатель Конституционного суда Валерий Зорькин открыл "закон движения правовых позиций", из которого следует: Конституцию незачем менять, пока ее можно интерпретировать. То есть если раньше местные законы упорно приводились в соответствие с федеральными, то теперь Конституцию можно подгонять под решения региональных властей - очевидно, в зависимости от "напряженности" вертикали.

Это решение настолько расширило полномочия Владимира Путина, что его полное единовластие, правда, со знаком "плюс", уже открыто признали в пропрезидентской "Единой России". Как сказал по этому поводу один из членов партии - "пусть как хочет, так и рулит".

Разгром национал-большевиков

В декабре была поставлена точка в громком судебном процессе по делу 39 "лимоновцев", захвативших год назад приемную Администрации президента. Тверской суд признал их виновными, приговорив их к различным срокам заключения - от 1,5 до 3,5 лет. 31 подсудимый получил условное наказание. До этого суд лишил нацболов права заниматься легальной политической деятельностью.

Первоначально нацболам-"декабристам" инкриминировалась попытка насильственного захвата власти, порче госимущества и вандализме. Именно так квалифицировала прокуратура Москвы захват приемной президентской администрации год назад. Тогда "лимоновцы", среди которых были девушки и несовершеннолетние, хотели таким способом передать ряд претензий к администрации президента: фальсификация выборов, лишение граждан России избирательных прав, закрытие независимых телеканалов, бездарное вмешательство в выборы в Абхазии и на Украине, жертвы "Норд-Оста" и Беслана, возобновление политических репрессий в России.

Позднее прокуратура Москвы переквалифицировала обвинение на более "легкую" статью "массовые беспорядки". В беседе с журналистами лидер движения Эдуард Лимонов назвал приговор "недостойной государства расправой". По его словам, "лимоновцам" - даже тем, кому дали условный срок - пришлось до года находиться в следственных изоляторах. Этот судебный процесс называют показательным и политическим.

В ходе процесса суд дважды отказывался временно освободить из-под стражи активиста НБП Владимира Линда, чтобы он смог попрощаться либо похоронить своего отца в Нидерландах. У бывшего судьи Гаагского трибунала Яапа Линда была последняя стадия рака предстательной железы, и он, согласно голландским законам, воспользовался правом на эвтаназию. За студента пятого курса философского факультета Санкт-Петербургского университета были готовы поручиться посол Нидерландов Ян-Паул Дирксе и глава МИД Бернард Бот. По личной просьбе последнего суд лишь разрешил сыну попрощаться с отцом по телефону - за одну минуту.

Месяцем ранее Верховный суд признал законным решение Мособлсуда о ликвидации межрегиональной общественно-политической организации НБП. Судьи согласились с мнением прокуратуры, что в программных документах партии "содержатся призывы к созданию национал-большевистской армии, изменению границ России, подготовке к вооруженному вторжению в Казахстан и созданию на его территории так называемой "второй России".

Напомним, разгром национал-большевиков начался обвинительным приговором в декабре 2004 года, когда семеро активистов НБП были приговорены к пяти годам лишения свободы каждый. Столько, по мнению суда, нужно отсидеть за захват здания Минздрава. Акция нацболов была направлена против принятия законопроекта о замене льгот денежными компенсациями. Примечательно, что прокурор, ведший дело, был уволен из органов за неподобающее поведение. После оглашения приговора у Сергея Циркуна не выдержали нервы, и он по-хамски набросился на осужденных и их родителей (ВИДЕО). Впоследствии в интервью "Русскому журналу" он признал, что сорвался из-за психологического давления начальства. Если бы в действиях нацболов был состав преступления, было бы проще работать, признал он.

Дело Ульмана

Дело группы спецназа Эдуарда Ульмана, обвинявшейся в убийстве мирных жителей Чечни, пошло по третьему кругу. В августе Военная коллегия Верховного суда РФ отменила оправдательный приговор суда присяжных по делу спецназовцев Эдуарда Ульмана, обвинявшихся в убийстве мирных жителей в Чечне. Основанием такого решения судьи назвали нарушения уголовно-процессуального кодекса, в том числе при отборе коллегии присяжных. Дело повторно направлено на новое рассмотрение.

Оправдательный приговор вынесен 25 мая Северокавказским окружным военным судом на основании вердикта присяжных. Их коллегия 19 мая единогласно по всем пунктам обвинения признала четырех подсудимых невиновными. Присяжные сочли доказанным факт, что Ульман и его подчиненные прапорщик Владимир Воеводин и капитан Александр Калаганский действовали в соответствии со своими служебными обязанностями, согласно сложившейся обстановке.

В апреле 2004 года "группа Ульмана" уже была оправдана присяжными, однако Военная коллегия Верховного суда РФ тогда отменила приговор и вернула дело в тот же Северокавказский окружной военный суд на новое рассмотрение.

В декабре президент Чеченской республики Алу Алханов заявил о намерении добиваться вынесения "справедливого приговора" по делу "группы Ульмана". Он расценил оправдательные приговоры "как издевательство над российскими законами, над чеченским народом в целом и родными погибших мирных граждан". Алханов обратился к председателю Верховного Суда РФ Вячеславу Лебедеву с просьбой провести новое судебное рассмотрение "дела Ульмана и других" судом присяжных из числа жителей Чечни либо профессиональными судьями.

"Дела ученых"

В этом году ФСБ не отпускала из поля своего внимания деятельность российских ученых. Ранее это внимание обернулось обвинительными приговорами по делам аналитика Сутягина, физика Данилова, академика Решетина, океанолога Щурова и владивостокского ученого Юрия Хворостова.

По первому делу ученого обвиняли в шпионаже в пользу США, остальные были связаны с сотрудничеством в области высоких технологий с Китаем. Между тем во всех этих делах сотрудничали с организациями Китая не частные лица, а российские государственные учреждения, и это сотрудничество предварительно согласовывалось с ФСБ. Кроме того, многие сведения, о которых шла речь, по утверждению адвокатов, доступны в открытых источниках.

Последним в этой череде дел в нынешнем году стал генеральный директор ЗАО "Компания ЦНИИМАШ-Экспорт" Игорь Решетин. Ему ФСБ инкриминирует незаконную передачу Китаю так называемых технологий двойного назначения и хищение денежных средств вместе со своим заместителем и помощниками. По утверждению адвокатов, несколько экспертиз подтвердили, что переданные китайцам технические отчеты не попадают в так называемые ограничительные списки экспортного контроля.

В марте управление ФСБ по Башкирии предъявило директору Института проблем сверхпластичности металлов РАН Оскару Кайбышеву обвинения по нескольким статьям УК РФ, в том числе в незаконной передаче двойных технологий.

В стадии созревания находится и дело Института проблем сверхпластичности металлов (ИПСМ) РАН. Оно также связано с международным сотрудничеством - с Южной Кореей. О сотрудничестве было хорошо известно региональному представителю УФСБ, курирующему институт. Но когда корейской стороне был передан заключительный отчет по контракту, то кураторы из ФСБ возбудили уголовное дело - в связи с "незаконной передачей" руководством ИПСМ РАН представителям Корейского института аэрокосмических исследований информации, которая, как считает ФСБ, может быть использована при создании средств доставки оружия массового поражения.

Действия ФСБ дали основания руководителю Московской Хельсинкской группы Людмиле Алексеевой заявить, что это очередное "шпионское дело в отношении ученых, не имеющее под собой никакой почвы". По мнению ответственного секретаря Общественного комитета защиты ученых Эрнста Черного, "ФСБ берет на себя функции некоего абсолютного эксперта по любым вопросам", находит "специфических экспертов, и только в силу этого обстоятельства" ей удается заводить дела в отношении ученых.

"Дело ЮКОСа"

Дело против бывших руководителей крупнейшей нефтяной компании сопровождалось серией громких скандалов, в ходе которых адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева не раз говорили о процессуальных нарушениях и предвзятости суда. В итоге экс-главу ЮКОСа и бывшего руководителя группы МЕНАТЕП Басманный суд приговорил к 9 годам лишения свободы. По кассации адвокатов приговор уменьшили на 1 год.

Прокуратура обвиняла Ходорковского и Лебедева в серии хищений в особо крупных размерах и уклонении от уплаты налогов. Обвиняемые не признали свою вину. "Мне известно, что судьба приговора по моему уголовному делу решалась в Кремле", - заявил Ходорковский, отметив, что борьба в Кремле шла между двумя группами. По словам экс-главы ЮКОСа, этим приговором "поставлен памятник басманному правосудию". В свою очередь Платон Лебедев заявил, что "этот приговор не в состоянии понять ни один нормальный человек".

Однако дело ЮКОСа на этом не закончилось. Уже после вынесения приговора Генпрокуратура ходатайствовала о лишении защитников адвокатского статуса, однако московская палата адвокатов сочла это прошение безосновательным. Кроме того, продолжается преследование юристов и менеджеров нефтяной компании (СПИСОК), а главный ее актив "Юганскнефтегаз" в результате серии манипуляций, расцененных западными СМИ и специалистами рынка как "махинации", был продан государственной компании "Роснефть". В частности, скандально подавший в отставку советник президента России Андрей Илларионов назвал эту сделку "аферой года".

Тех из сотрудников ЮКОСа, кто успел уехать за рубеж, местные суды отказываются выдавать российскому правосудию, тем самым признавая, что их преследование носит политический характер. Комментируя "дело ЮКОСа", тогда еще действующий советник президента Илларионов отметил, что оно не осталось изолированным единичным эпизодом. Новые дела и новые законы, сказал он, "подтверждают, что начался националистический, бюрократический и монополистический натиск".

Симптоматично, что судьи, участвовавшие в деле ЮКОСа, награждены Владимиром Путиным орденами и медалями. Перед этим президент указал, на кого равняться молодым прокурорам, наградив гособвинителя по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева Дмитрия Шохина.

Для отбывания наказания Ходорковского и Лебедева отослали подальше от Москвы - в Читинскую область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Счета компании арестованы, в отношении осужденных готовятся новые обвинения. Тем временем государственная "Роснефть" заявила о желании скупить все активы опальной нефтяной компании. Адвокаты намерены обжаловать как сам приговор, так и помещение их подзащитных в отдалении от мест проживания - вопреки закону.

Тем временем дело ЮКОСа коснулась и незаинтересованных сторон, приобретая черты театра абсурда. В частности, УФСИН по Москве потребовало от телекомпании Ren-TV и ведущей Марианы Максимовской опровергнуть сообщение о голодовке Ходорковского в СИЗО. По логике иска, официального подтверждения о факте голодовки не было, поэтому и речи о ней в СМИ быть не может. Между тем о голодовке сообщал как пресс-центр экс-главы ЮКОСа, так и сами адвокаты, видевшиеся с подзащитным в "Матросской Тишине".

Противостояние с исполнительной властью закончилось для суда поражением

В Санкт-Петербурге минувший год обозначился жестким противостоянием судебной и исполнительной власти. Скандал вышел на федеральный уровень, где Верховный суд занял сторону губернатора города и согласился разогнать Уставной суд. Конфликт выплыл наружу, когда в марте этого года Уставной суд упразднил администрацию губернатора города как образованную в противоречии с законом и обязал срочно отменить все правовые акты, принятые ею с ноября 2003 года.

Между тем именно администрация выступает главным распорядителем бюджета губернатора и правительства, формирует их финансовую, правовую и кадровую политику, контролирует деятельность других органов власти, ГУПов и районных администраций.

Ответ главы администрации Валентины Матвиенко был жестким. Губернатор и Заксобрание города сделали все для расформирования действующего состава Уставного суда и назначения новых судей. Трое из семи служителей Фемиды сами попросились в отставку, еще троих Заксобрание "уволило" по представлению губернатора. Единственный тогда действующий представитель Уставного суда Людмила Кулешова была намерена искать справедливости.

Однако в сентябре Верховный суд отказался наложить запрет на действия Матвиенко. Как настаивала Кулешова, назначение новых судей незаконно. По версии питерских законодателей, полномочия ушедших судей истекают в сентябре этого года. По мнению самих судей, это произойдет еще только через год - прежде всего в силу Федерального закона "О статусе судей", который устанавливает единый срок полномочий - шесть лет. Как отмечала тогда "Независимая газета", нарушение этого конституционного принципа ставит под сомнение легитимность нового состава Уставного суда и нарушает права граждан, которые имеют право туда обращаться. По словам Кулешовой, "это дело прежде всего политическое", поскольку основанием для разгона судей стали неугодные исполнительной власти решения, принятые Уставным судом.

Скандалы сотрясали в предыдущие годы и Мосгорсуд. Некоторые судьи заявили, что не хотят плясать под дудку Генпрокуратуры, которая фактически спускает директивы по рассматриваемым делам. Бунт на корабле возглавила тогда еще действующий судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина. В эфире "Эхо Москвы" она заявила, что "Генеральная прокуратура России, нарушая закон, оказывает беспрецедентное давление на судей в ходе рассмотрения в Мосгорсуде целого ряда уголовных дел". С ней согласились еще четверо судей, которых в итоге и "ушли" из Мосгорсуда. Перед началом 2005 года московским судьям приказали выносить больше обвинительных приговоров. Несогласных опять же выдавливали и лишали звания судей.

"Дело Трепашкина"

Судебные мытарства бывшего сотрудника ФСБ Михаила Трепашкина, осужденного на четыре года за разглашение гостайны, продолжились и в этом году. В июле Президиум Верховного суда РФ оставил в силе обвинительный приговор. Однако уже в августе Суд Нижнего Тагила освободил Трепашкина условно-досрочно.

Прокуратуры Нижнего Тагила и Свердловской области не согласились с данным решением и обжаловали его в Свердловском областном суде. Дело об условно-досрочном освобождении бывшего полковника ФСБ было возвращено на новое рассмотрение. 24 ноября 2005 года Тагилстроевский районный суд Свердловской области не удовлетворил ходатайство Трепашкина об условно-досрочном освобождении в связи с имеющимся у него дисциплинарным взысканием, а также непризнанием бывшим полковником ФСБ своей вины.

Трепашкин стал известен благодаря своему участию в ноябре 1998 года в пресс-конференции, на которой бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко и его коллеги утверждали, что по приказу руководства ФСБ они якобы участвовали в заговоре с целью убийства Бориса Березовского. 22 октября 2003 года сотрудники ДПС ГУВД Московской области обнаружили в машине бывшего сотрудника ФСБ оружие. Уголовное дело было возбуждено по статье "незаконное приобретение и хранение боеприпасов и огнестрельного оружия".

Кроме того, по данным следствия, Трепашкин с 1984 по 1997 год, проходя службу в КГБ СССР и ФСБ РФ, делал копии служебных документов. После увольнения из органов госбезопасности он занялся адвокатской деятельностью, но продолжал хранить копии документов с грифом "секретно". Во время обыска документы были обнаружены у него в квартире.

Сам Трепашкин утверждает, что пистолет ему был подброшен, а уголовные дела против себя считает сфабрикованными. Находясь в колонии-поселении после своего повторного ареста, Трепашкин неоднократно заявлял, что опасается за свою жизнь.

Защита граждан России за рубежом

Нельзя не отметить, что в этом году Россия стала активно защищать своих граждан в зарубежных судах. Очевидным примером тому стала судьба двенадцати российских моряков в Нигерии, арестованных по обвинению в контрабанде нефти. Правда, МИД РФ всерьез обеспокоился судьбой моряков после того, как их матери и жены от отчаяния объявили голодовку. Судебная одиссея экипажа танкера African Pride длилась около двух лет: на днях моряки вернулись на родину.

Первые признаки желания отстаивать интересы россиян в зарубежных судах проявились в канун 2004 года. Тогда МИД России вызволил из Катара двух сотрудников российских спецслужб, осужденных пожизненно Катарским судом по обвинению в убийстве бывшего лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева.