По итогам заседания премьер-министр РФ Михаил Фрадков заявил, что гособоронзаказ на 2005 год ориентирован на разработку современных вооружений. Фрадков отметил, что этот документ предусматривает "значительное по нынешним финансовым возможностям увеличение гособоронзаказа на 2005 год".
"Гособоронзаказ ориентирован на разработку вооружений, соответствующих современным требованиям, обеспечение обороноспособности и безопасности, унифицируется тыловое обеспечение", - сообщил Фрадков. Он отметил также, что реализация гособоронзаказа позволит осуществить поддержку высокотехнологичным отраслям промышленности.
В свою очередь министр обороны Сергей Иванов отметил, что около 60% финансирования гособоронзаказа будут направлены на серийные закупки новой военной техники, 33% - на научные разработки. Таким образом, 62,8 млрд рублей будут направлены на научные и опытно-конструкторские работы, 112 млрд рублей пойдут на серийные закупки и 11,8 млрд рублей - на ремонт военной техники.
Около 40% средств, предназначенных для закупок техники, будут направлены на закупки в интересах сухопутных войск. ВВС и ВМФ получат примерно по 20% для закупок, остальные деньги - порядка 20 млрд рублей - будут направлены на решение межвидовых задач Вооруженных сил, в частности на нужды разведки, радиоэлектронной борьбы, тылового обеспечения.
Как заметил Иванов, в 2005 году планируется закупить семь ракет стратегического назначения, среди которых новые мобильные ракетные комплексы "Тополь-М", девять новых космических аппаратов военного назначения, пять ракет-носителей.
Кроме того, в войска будут поставлены три батальонных комплекта танков Т-90 (91 единица), три батальонных комплекта БТР-80, первая стартовая батарея ракет "Искандер-М", два надводных корабля, один модернизированный и один новый стратегический ракетоносец Ту-160, семь модернизированных истребителей Су-27-СМ, высокоточные ракеты "воздух-земля" как ядерного, так и неядерного оснащения.
По его словам, "позитивная тенденция последних лет по увеличению бюджетных расходов государства на гособоронзаказ сохранена и усилена". Сергей Иванов напомнил, что в 2004 году гособоронзаказ составил 148 млрд рублей, в 2003 году - 113, а в 2002 - 80 млрд.
Успехи и достижения России налицо
В отличие от Украины, которую захлестнула "оранжевая революция", Россия по-прежнему умеет делать ракеты. Как пишет ej.ru, недавно наши военные их ракету запускали, так она засбоила и спутники не на те орбиты вывела. А у нас с этим все в порядке: в Плесецке 24 декабря провели испытание мобильного комплекса "Тополь–М", и боеголовка, как и положено, попала точно в заданный район. Наблюдая за отличным пуском, генерал-лейтенант запаса министр обороны Сергей Иванов и сказал лейтенанту запаса Герману Грефу (последний, когда не на космодроме, тоже министром у нас числится – экономического развития): мол, денег бы надо на новый комплекс, тогда мы их не в 2006-м, а прямо в следующем году делать начнем. Греф, понятное дело, старшему по званию отказать не смог и, соблюдая субординацию, забыл, наверное, что бюджет на следующий год Думой уже принят во всех трех чтениях.
Дальше – больше, отмечает ej.ru. Сергей Иванов, вдохновленный Грефом, тоже запамятовал, что бюджет уже принят, и доложил президенту России Владимиру Путину, что провел коллегию Министерства обороны, на которой генералы обсудили, как тратить государственные деньги: "Мы решили, что расходы на боевую подготовку и на материально-техническое обеспечение Вооруженных сил возрастут на 16,6 млрд рублей, а расходы по государственной программе вооружений - на 44,1 млрд рублей".
И даже президент, он же Верховный главнокомандующий, ярый сторонник соблюдения даже самой крошечной буковки закона, совершенно упустил из виду, что не министры, не генералы, а парламент страны утверждает все расходы военного ведомства. И вот, проводя вчера совещание с министрами, Владимир Путин потребовал, чтобы гособоронзаказ был одобрен до конца года. И министры ему это пообещали. В итоге Дед Мороз подарил Сергею Иванову пару-тройку дополнительных "Тополей".
Иванов выступил за отмену отсрочек от призыва
Сергей Иванов выступает за отмену отсрочки от призыва для молодых людей, которые идут служить в органы внутренних дел.
"Минобороны настаивает на том, чтобы (воинский) учет таких граждан происходил в рамках действующего законодательства, и отсрочка им не предоставлялась", - сказал Иванов, выступая на брифинге после обсуждения гособоронзаказа на правительстве.
Журналисты поинтересовались мнением министра об отсрочках от воинской службы.
"Мы являемся рекорсдменами мира - у нас 24 или 25 отсрочек от армии. В конце 90-х они (отсрочки) росли, как грибы", - сказал Иванов. По его словам, в результате реально призывается только 9,5% от тех, кто "по закону, по Конституции" должен служить срочную службу в армии.
Министр также напомнил, что после завершения перевода ряда подразделений Минобороны на контрактную службу срок срочной службы будет сокращен с двух до одного года.
"Сейчас многие рассуждают по Шарикову - "на учет возьмусь, служить не пойду", - сказал Иванов. По его словам, ранее отсрочки получали, в том числе, "талантливые балалаечники, талантливые артисты". "Этому мы положили конец", - сказал Иванов, отметив, что срочная служба есть во всех, "даже крупных развитых капиталистических странах".
Интернет-журнал ej.ru пишет, что предновогодняя эйфория, охватившая министра обороны Сергея Борисовича Иванова по завершении последнего в 2004-ом заседания правительства, похоже, сыграла с ним злую шутку. Видимо, в какой-то момент руководителю военного ведомства показалось, что вот-вот исполнятся все его желания. А помимо увеличения военного бюджета, Иванов мечтает об отмене отсрочек от призыва. Ведь мало наклепать много танков, нужно еще чтобы кто-то сидел за рычагами. В повестке заседания правительства значилось еще обсуждение предлагаемых военными поправок в "Закон о воинской обязанности и военной службе".
Может быть Иванов и прав, когда заявляет, что Россия - чемпион по отсрочкам. Он только забывает сообщить, что отсрочки - это тот единственный способ с помощью которого российское общество может спасти хотя бы часть своих детей от такого специфического института, коим являются наши Вооруженные Силы, пишет издание. Только в этой уникальной армии число самоубийств чуть ли не втрое превосходит количество погибших в ходе боевых действий. Это та армия, в которой в "преступлениях и происшествиях" в этом году погибли больше 900 человек. Наконец, это та армия в которой не желают служить даже профессиональные военные.
Ежегодно Сухопутные войска покидают 15 процентов кадровых офицеров, в результате чего 80 процентов первичных офицерских должностей занимают выпускники гражданских вузов. В относительно мирное время наша армия живет как в военное - профессионалов почти не осталось, призывниками обречены командовать вчерашние студенты, то бишь "балалаечники", если пользоваться ивановской терминологией. Вместо того, чтобы провести нормальную реформу, сделать Вооруженные Силы хоть сколько-нибудь приемлемыми для того, чтобы там служить, руководители Минобороны желают только одного - забрить лбы максимальному количеству людей, пишет издание. При этом у министра обороны в высшей степени экзотическое представление о том, как устроены армии иностранных держав. По его мнению, срочная служба есть во всех, "даже крупных развитых капиталистических странах". Я, конечно, знал, что наша разведка работает чрезвычайно скверно. Но я и подумать не мог, что она не доносит до министра даже самой элементарной информации. Ведь из всех "крупных развитых капиталистических стран" военный призыв сохранился только в ФРГ (в силу специфического исторического опыта этой конкретной страны). В Великобритании, Франции, США, Японии - служба в вооруженных давно стала профессией, а не самым тяжелой повинностью. Но все дело в том, что наши генералы, а с ними и Иванов просто не знают, что Вооруженные Силы могут быть организованы иным цивилизованным способом.