После пожара Дмитрий Медведев отправил в отставку командира базы, подполковника Виктора Биронта, а также представителей командования ВМФ: замначальника тыла ВМФ контр-адмирала Сергея Сергеева, начальника морской авиации ВМФ Николая Куклева, замначальника авиации ВМФ полковника Сергея Рассказова, временно исполняющего обязанности заместителя начальника морской авиации по тылу полковника Сергея Манакова. Главком ВМФ Владимир Высоцкий получил от президента предупреждение о "неполном служебном соответствии".
- Командир сгоревшей части рассказал, как всё было
Как говорится в письме от 10 августа, текст которого только сейчас попал в редакцию "Новой газеты", по мнению трудового коллектива части, решение президента о наказании командования части не может быть объективным. Как считают сотрудники сгоревшей базы, доклад об инциденте министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, сделанный на основе донесений начальника тыла ВС РФ, был также необъективным и не учитывал обстоятельств, условий возникновения пожара, а также роль командования и личного состава части в его ликвидации.
Как уверяют сотрудники базы, за 10 дней до пожара весь личный состав части под руководством командования части тушил подручными средствами возникающие очаги огня в лесу, расположенном рядом с частью. В то же время подполковник Биронт обращался к местной администрации и МЧС за помощью, но не получал ее, утверждается в письме. Как отмечают авторы послания, в результате реорганизации ВС РФ на базе была целиком сокращена военная команда противопожарной защиты и спасательных работ.
Также значительные сокращения были произведены среди военнослужащих и гражданского персонала. Из 23 офицеров осталось только 4, из личного состава - 37 (ранее было 100 военнослужищих), гражданский персонал был сокращен наполовину.
Как считают сотрудники части, в нарушении хранения имущества, в котором обвинили руководство части Медведев, виноваты противоречия в законодательстве РФ. По одному закону на подходах к хранилищам должен быть вырублен лес, по другой норме – вырубать ь деревья запрещено без специального разрешения местных властей. Как утверждают авторы письма, два года назад предыдущий командир части, не получив такого разрешения, начал рубить просеку и был оштрафован на 500 000 рублей. Его также обязали посадить новые деревья взамен вырубленных.
Как отмечается в письме, держать ситуацию собственными средствами руководству удалось до 29 июля, когда поднялся ураганный ветер, который принес на территорию части верховой пожар. Как указывают авторы письма, в результате этого же пожара были уничтожены половина домов в расположенном рядом садоводческом товариществе и двух деревнях, но дачники и местные жители считаются потерпевшими, а руководство и личный состав части - преступниками. "Нельзя к одному событию относиться по двойным стандартам, господин президент", - отмечено в письме.
Сотрудники базы просят провести объективное расследование инцидента независимой организацией. По мнению авторов письма, вышестоящее командование сразу же начало "охоту на ведьм", дабы оправдать свое бездействие. Как считает трудовой коллектив, руководство части вело себя безупречно: командир роты майор Ермолов А.П. лично вывел из огня несколько единиц дорогостоящей спецтехники, рискуя жизнью, командир части Биронт руководил тушением пожара.
Как сообщалось ранее, возгорание на базе было локализовано только через сутки. В результате сгорели штаб, финансовая часть, клуб, два бокса автомобильного парка, 13 хранилищ с авиационным имуществом различного назначения, 17 открытых площадок для хранения техники с находившимися на них автомобилями. По некоторым данным, огнем было уничтожено 200 единиц авиатехники на сумму в 20 млрд рублей. Официальные источники эту информацию не подтвердили, но и не опровергли. По факту пожара СКП РФ возбудил уголовное дело по статье 293 УК РФ (халатность).
Бывший командир базы ВМФ Виктор Биронт рассказывал СМИ, что вместе с матросами и гражданским персоналом базы в течение десяти дней до пожара боролся с огнем в лесу. При этом Биронт, по его словам, постоянно докладывал начальству о ситуации, но никакой помощи сверху не дождался. В результате, когда огонь подходил к базе площадью 115 га, ее территорию защищали чуть более 40 человек.
Как отметил подполковник, пожарные приехали только спустя два часа после вызова. Ни МЧС, ни милиция тоже не торопились. По словам Биронта, все кинулись спасать многомиллионные дачи, которые находились в области. К ночи прибыл замминистра обороны. Как заявил подполковник, высокопоставленные чиновники Минобороны приезжали и в течение тех десяти дней, когда пожары полыхали вокруг базы, но никакой существенной помощи они не предоставили. Биронт уточнил, что его матросам удалось спасти новые машины, которые находились на базе в момент пожара. Он оценил их стоимость в 40 млн рублей.