Как пишет издание вопросом о том, каким образом квалифицировать деньги, которые получают приемные родители, взявшие ребенка на воспитание в семью, в мае 2007 года задались сотрудники ФНС. В отличие от усыновления процедура приема в семью имеет срочный характер (то есть длится до совершеннолетия), и государство не снимает с себя обязанности заботиться о ребенке. До совершеннолетия государство выделяет на содержание ребенка материальную помощь: на питание и одежду. Отдельно выплачиваются деньги и самим приемным родителям, в среднем 6,5 - 7 тыс. рублей в месяц в зависимости от возраста ребенка.
Ввиду того, что Налоговый кодекс ничего не говорит ни о природе выплат за воспитание приемных детей, ни о налогах с этих выплат, ни о льготах по этим налогам, ФНС решила разобраться с "бесхозными" деньгами, направив запрос в Минфин.
В ответе министерства за подписью заместителя министра Сергея Шаталова говорится, что эти выплаты подлежат обложению единым социальным налогом (ЕСН).
"Поскольку предметом договора о передаче ребенка на воспитание в семью, предусматривающего оплату труда приемных родителей, являются действия - фактические и юридические, связанные, в частности, с воспитанием, содержанием и образованием ребенка, то такой договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг", - указано в тексте письма Минфина от 28 июня 2007 года. Из этого следует, что выплаты, производимые органами опеки и попечительства в пользу приемных родителей по договору о передаче ребенка на воспитание, являются объектом налогообложения ЕСН.
Отметим, что понятие "приемное родительство" появилось в российском законодательстве относительно недавно, в 1996 году. Семейный кодекс лишь поясняет, кто такие приемные родители и приемные дети. И указывает, что приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями, но не расшифровывает механизм "денежных" взаимоотношений между семьей и государством и внутри семьи.
Как считают юристы, заключение договора о передаче ребенка в приемную семью предполагает удовлетворение так называемых "публичных интересов" посредством действий частных лиц. То есть приемные родители поступаются своими частными интересами в пользу интересов публичных. Государство же перекладывает с себя обязанность заботиться о детях, оставшихся без попечения родителей, на плечи частных лиц.
Мотивы приемных родителей, берущих на себя заботу о чужих детях, нуждающихся в помощи, лежат за пределами сферы правового регулирования и находятся в нравственной плоскости. Если же следовать трактовке Минфина, признавшего прием ребенка в семью "договором возмездного оказания услуг", то получается, что родители руководствуются исключительно желанием извлечь из своей деятельности какой-то доход. А это переворачивает с ног на голову саму идею приемной семьи: ведь обнаружение корыстного мотива в действиях потенциальных приемных родителей должно стать основанием к отказу в создании приемной семьи, полагают юристы.
"В этой истории государство, похоже, переиграло само себя", - говорит партнер юридической компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов. "Забавно, но из текста письма Минфина явно следует, что взимать ЕСН налоговики должны будут с органов опеки. То есть с самого государства", - поясняет он.
Напомним, что ранее министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов заявил, что в России через шесть-семь лет не должно остаться детских домов и интернатов для сирот в их нынешнем виде. "Основная тенденция - ребенок должен найти семью", - подчеркнул тогда Зурабов. Возможны три формы устройства ребенка: усыновление, опека, приемная семья. Все эти формы отличаются только степенью правового "сближения" ребенка с новыми родителями.