Защита украинской летчицы Надежды Савченко, обвиняемой в РФ в пособничестве убийству двух российских журналистов на Донбассе, будет настаивать на ее возвращении в медсанчасть Следственного изолятора N1 из городской больницы
© РИА Новости / Михаил Воскресенский
Украинскую летчицу Надежду Савченко, обвиняемую в РФ в пособничестве убийству двух российских журналистов на Донбассе, перевели из 20-й городской больницы Москвы обратно в СИЗО. Об этом заявил "Интерфаксу" главный врач ГКБ N20 Андрей Крапивин.

Ранее в этот день один из адвокатов Савченко Марк Фейгин сообщил в Twitter, что защита будет настаивать на ее возвращении в медсанчасть Следственного изолятора N1 из городской больницы, где условия содержания оказались "хуже, чем в СИЗО".

Кроме того, по мнению защиты, дальнейшее пребывание Савченко в столичной больнице N20, куда она была переведена 28 апреля, "препятствует дальнейшей работе адвокатов", а "невозможность посещения родственниками и консулом Украины нарушает ее права", написал Фейгин.

В то же время главврач горбольницы N20 Андрей Крапивин, комментируя журналистам содержание Савченко в больничном спецблоке, сообщил: "Она была у нас всесторонне обследована с применением высокотехнологичных методов диагностики. В процессе проведения консилиума подтверждено, что состояние Савченко удовлетворительное, в связи с чем пациентка может находиться под наблюдением медиков СИЗО" (цитата по "Интерфаксу").

"Условия содержания в спецблоке продиктованы особенностями контингента"

Также главврач сказал, что "условия содержания в самом спецблоке продиктованы известными особенностями контингента", отметив, что "организация содержания в изоляторе временного содержания на территории больницы находится в ведении ГУВД Москвы".

В свою очередь глава СПЧ Михаил Федотов заявил журналистам, что перевод Савченко из СИЗО в больницу "был сделан по ее желанию, а не против ее воли". Также он сообщил, что "когда об этом шел разговор, мы с Елизаветой Глинкой говорили, что перевод в больницу может создать трудности для посещения Савченко членами ОНК, адвокатами и правозащитниками", передает РИА "Новости".

Также он высказал мнение, что решать вопрос о возвращении в медсанчасть СИЗО должны не адвокаты, а врачи и сама Савченко. "Если выбирать между СИЗО, где Савченко будет голодать, и больницей, где она будет хотя бы минимально питаться и поддерживать свою жизнь, выбор должен быть сделан, по моему мнению, в пользу больницы", - считает Федотов.

Днем ранее другой адвокат Савченко Илья Новиков, посетив свою подзащитную в спецблоке 20-й горбольницы, объявил, что "условия там хуже, чем в СИЗО". "Зарешеченные окна на четвертом этаже, воздуха и света мало, прогулки и свидания с родными вовсе не предусмотрены, матрас пропитан запахом лежачих больных, в душ и в туалет ее выводили в наручниках", - перечислил защитник. При этом он отметил, что Савченко, как и обещала, начала принимать пищу и "планирует участвовать в суде 6 мая".

В свою очередь официальный представитель ФСИН РФ Кристина Белоусова сообщила журналистам в тот же день, что консилиум гражданских врачей и медиков ФСИН по завершении медосмотра и исследования Савченко оценил ее состояние как удовлетворительное.

Савченко перевели в горбольницу на следующий день после того, как Фейгин обнародовал скан ее письма на украинском языке, в котором та сообщила, что у нее началась аллергия, "на что - никто сказать не может и вылечить тоже не могут, только залечивают". Также она сообщала, что весит 50 кг, а температура ее тела - 35,8 градуса, а городскую больницу ее переводят "с торгами и договоренностями, что там я начну хоть что-то есть".

Савченко за время нахождения в СИЗО объявляла голодовку 3 декабря 2014 года и в марте 2015-го. В феврале она заявила о готовности прекратить голодовку, если ей изменят меру пресечения на домашний арест, однако Басманный суд Москвы продлил срок ее ареста до 13 мая. 16 марта она возобновила голодовку, но через три недели вернулась к приему пищи. В то же время правозащитникам Савченко сообщала, что "ест ровно столько, чтобы не умереть".

Вопрос об амнистии для нее остается открытым

Вопрос о том, подпадет ли украинская летчица Надежда Савченко под амнистию к 70-летию победы в Великой Отечественной войне, пока остается открытым.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил 22 апреля о возможности освобождения Савченко согласно положению минских соглашений об амнистии всех причастных к событиям на юго-востоке Украины, однако, подчеркнул министр, должно быть решение суда.

На следующий день глава Минюста РФ Александр Коновалов заявил, что вопрос об амнистии для Савченко будет зависеть от того, какова будет окончательная редакция предъявленного ей обвинения и состава преступления.

24 апреля Следственный комитет сообщил, что Савченко предъявлено обвинение в окончательной редакции, но с тех пор никаких официальных заявлений по поводу возможной амнистии для нее не прозвучало.

Ранее президент Украины Петр Порошенко и его высокопоставленные западные коллеги просили российские власти и лично Владимира Путина выпустить Савченко на свободу.

Дело Савченко

По версии российского следствия, Савченко воевала на востоке Украины в составе украинского добровольческого батальона "Айдар", а в июне 2014 года узнала координаты расположения корреспондентов ВГТРК и других гражданских лиц под Луганском и передала их украинским военным. Следствие утверждает, что по этим координатам был произведен артобстрел, в результате которого погибли российские журналисты Игорь Корнелюк и Антон Волошин.

После этого, по данным СК РФ, Савченко без документов пересекла границу Украины с Россией под видом беженки, а затем ее задержали в одном из населенных пунктов для установления личности. В начале июня Савченко обнаружилась в воронежском СИЗО, позднее ее перевезли в Москву.

Сама она заявляла, что в июне 2014 года попала в плен к представителям самопровозглашенных республик Донбасса, а затем ее тайно переправили на территорию России. Свою причастность к гибели российских журналистов она отрицает.

Адвокаты и сторонники Савченко утверждают, что она попала в плен до упомянутого обстрела и никак не могла передать информацию украинским военным.