Помимо свиней, экспонатами павильона были кролики, песцы и крупный рогатый скот, которые "так дружно испортили воздух, что, несмотря на внешнюю чистоту, некогда научная атмосфера здания теперь надолго пропитана запахом навоза". Издание пришло к выводу, что павильон пришел в упадок.
"Все экспонаты были уникальными, в основном, в единственном экземпляре, и то, что они куда-то исчезли, я считаю, глупость", – возмущается летчик-космонавт СССР Валерий Рюмин.
Впрочем, материя не исчезает бесследно. Скафандр Гагарина, например, загадочным образом объявился в Национальном музее астронавтики США. Не исключено, что туда же "улетит" легендарная гагаринская ракета "Восток", пока еще стоящая перед "Космосом". Возможно, на ее месте будет установлена новая, не скрывают в Роскосмосе.
Другой воздушный памятник, ЯК-42, еще на приколе, но и его уже теснят торговые лотки. Есть планы перенести самолет на задворки центра, где он станет частью интерьера в роллердроме нового спортивно-развлекательного комплекса "Самолет".
Тогда площадка перед "Космосом" станет полностью зачищенной для потенциальной застройки. В ближайшие пять лет на территории выставочного комплекса появится около миллиона новых квадратных метров коммерческой недвижимости. Общая стоимость проекта составит около 2,5 млрд долларов. По окончании реконструкции доходность выставочного комплекса обещает вырасти в 10–15 раз.
Митволь: "Если начнем бухтеть, так убьют"
В том, что ВВЦ существует "не совсем правильно", может убедиться практически каждый посетитель. Достаточно просто прогуляться по его аллеям. Главной постоянно действующей выставкой экс-ВДНХ по-прежнему является Музей подарков программы "Поле чудес". В стране виртуальных достижений и выставки соответствующие. В большинстве же главных павильонов работают уцелевшие еще с прошлого века магазины, в которых можно купить и башкирский мед, и болгарские дубленки.
У руководства ВВЦ планов – на целую ЭКСПО. Обещается, например, уже при нашей жизни построить здесь "город науки, образования, инноваций". Но если павильоны комплекса вдоль центральных дорожек еще кое-как приведены в порядок, то в стороне от них – постсоветское захолустье. Дышит на ладан "Ветеринария", растеряла свой порох "Охота", да и знаменитые фонтаны блещут позолотой лишь снаружи, а внутри сгнили ("Золотой колос" вообще не колосился брызгами уже несколько лет).
Зато частное строительство на местных прудах процветает, отмечает издание. Кому принадлежит замок, возведенный на руинах лодочной станции, в администрации ВВЦ не говорят. В свое время бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь сунулся было за разъяснениями, но безуспешно.
"Частный дом, тысячи на полторы квадратных метров, люди живут, – возмущается Митволь. – При этом на мой вопрос чиновникам Москвы, как люди без документов живут уже больше года, мне ответили: "Ну, а что, хорошие ребята – если что, можно там вечеринки устраивать. А если начнем бухтеть, так убьют".