Заявления Владимира Путина по внешнеполитической тематике и прогнозу развития отношений Запада с Россией, сделанные в рамках саммита Россия-ЕС, говорят о приобретении Россией все большей уверенности на международной арене.
RTV International
Заявления Владимира Путина по внешнеполитической тематике и прогнозу развития отношений Запада с Россией, сделанные в рамках саммита Россия-ЕС, говорят о приобретении Россией все большей уверенности на международной арене. По мнению международных изданий, анализирующих риторику Путина, тактика российского лидера может отпугнуть страны ЕС от участия в ПРО, Москва вернется к диалогу с преемником Джорджа Буша. А разногласия в ЕС по поводу российского курса только радуют Путина, отмечают издания.

Британская The Guardian выносит в заголовок слова Путина о том, что "США рискуют спровоцировать новый Карибский кризис". Российский президент сравнил планы США по размещению элементов ПРО в Европе с Карибским кризисом 1962 года, когда США и СССР оказались на пороге ядерной войны. Администрация Буша ведет себя как Хрущев и его Политбюро, заявил Путин, пытаясь этим аргументом убедить страны Евросоюза выступить против планов США по размещению элементов противоракетного щита в Польше и Чехии.

После саммита Россия-ЕС Путин напомнил, как складывались отношения в середине 60-х годов прошлого века. "Для нас ситуация технологически очень похожа. У наших границ создаются угрозы для нашей страны", - заявил Путин. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).

В феврале Путин ошеломил западных лидеров обвинениями в адрес администрации Буша, что та пытается установить свою власть во всем мире, напоминает обозреватель издания. С легкостью отойдя от условий договора 1980 года и поставив крест на ДОВСЕ, он пригрозил перенацелить свои ракеты на Западную Европу.

Марта Брилл Олкотт, эксперт вашингтонского Фонда Карнеги, сказала: "Очевидно, что Путин ужесточает свою риторику. Он находится в середине предвыборного цикла. Это главное. Но он очень раздражен. Ему кажется, что в администрации Буша ему лгут. Ему кажется, что именно администрация Буша, милитаризируя атмосферу в Европе, вызывает эскалацию конфликта".

Кроме того, Путин выступает против демонизации Ирана, которая характерна для США. В четверг, по прибытии в Португалию, он высказался против санкций Америки в отношении Ирана, о которых сообщила госсекретарь США Кондолиза Райс, и сравнил Америку с человеком, который "бегает, как сумасшедший, с бритвой".

В пятницу чешский парламент отклонил предложение провести референдум по вопросу об установке РЛС: на нем могли бы победить скептики. Тем временем правительство Польши, похоже, расширяет спектр требований к Вашингтону и только при условии их выполнения готово закрыть глаза на противодействие России и дать согласие на размещение ракет.

В споре вокруг американских планов по размещению элементов национальной системы ПРО в Польше и Чехии обе стороны начали обоюдное сближение, считает издание. При этом удивление вызывает тот факт, насколько администрация Буша, по-видимому, готова принять во внимание претензии и оговорки российской стороны и насколько яро она старается разъяснить свою позицию европейским партнерам по НАТО.

В Мюнхене и во время визита госсекретаря Райс и министра обороны Гейтса в Москву Путин пригрозил еще и выходом из договора о запрете ракет средней дальности. На прошлой неделе США и Россия призвали другие заинтересованные страны начать переговоры по "глобальному характеру" объединявших до сих пор только Вашингтон и Москву обязательств договора. Эти переговоры в формате "2 х 2" свидетельствуют о том, что на сегодняшний день Вашингтон и Москва снова говорят на равных. Очевидно, что Кремль придает большое значение символике, отмечает издание.

Президент Путин может быть доволен, пишет немецкая FAZ. Его мюнхенская речь, в которой он подверг атакам администрацию Буша и претензии американцев на гегемонию в рамках "однополярного мира", не превратились в горох, отскочивший от стенки. Используя новый, несколько агрессивный и резкий тон, который с тех пор предпочитает Путин, а также угрозы различного свойства, он заставил прислушиваться к мнению России в вопросах международной политики. В том числе и США.

Итальянская Corriere della Sera публикует интервью со Строубом Тэлботом, озаглавленное "Москва вернется к диалогу с преемником Буша". При президенте Клинтоне бывший заместитель госсекретаря США Строуб Тэлбот (человек, опубликовавший на Западе мемуары Никиты Хрущева), на протяжении восьми лет занимался российской политикой Соединенных Штатов, из них семь лет – с Ельциным, с которым встречался 20 раз, с Путиным – лишь несколько раз.

По его мнению, нынешний кризис начал вырисовываться в 2004-2005 годах, когда Путин стал следовать националистическому и авторитарному курсу, но Буш не активизировал диалог, чтобы оказать влияние на его внутреннюю политику и притормозить его на международной арене. "Я почти уверен, – заявил Тэлбот Corriere, – что наш президент заблуждался в отношении методов и целей Владимира Путина: он оставил ему слишком большое пространство для маневра".

Какофония в ЕС веселит РФ

Саммит ЕС-Россия, прошедший на прошлой неделе в Мафре под председательством Португалии, стал парадом хороших манер, пишет испанская El Pais. Однако в действительности с каждым днем все больше вопросов разделяют ЕС и Россию, в то время как энергетические интересы толкают европейцев в объятья Москвы.

El Pais обращает внимание на неконструктивный курс Евросоюза в отношении России, характеризуя его как какофонию. Москва более ясно видит ситуацию, и Путин постоянно дает это понять. Если бы ЕС придерживался единой позиции, то – с учетом инвестиционных потоков и торговых связей – он мог бы сильнее влиять на Россию, чем США. Он должен был бы убедить Вашингтон затормозить развертывание ПРО перед лицом иранской угрозы, которой пока нет.

Очевидно, что позиция России, возродившей державную политику, стала жестче, и не стоит надеяться, что она изменится после того, как Путин покинет президентский пост (но не власть). Однако Россия – не Советский Союз, численность ее населения уменьшается. Сегодняшняя напряженность мало напоминает холодную войну с ее идеологической нагрузкой и равновесием ядерного устрашения. Сталкиваясь с такой непростой Россией, ЕС должен установить приоритеты и стремиться установить стратегическое партнерство, заключает El Pais, добавляя, что какофония, которую устраивают 27 стран-членов, русских только веселит.