Принципиальная разница между нынешней Россией и Россией при правительстве Касьянова заключается, по его мнению, в том, что до 2004 года Россия следовала путем 1990-х годов, когда была принята конституция, провозгласившая демократическое государство с рыночной экономикой, уважение к частной собственности и правам человека.
"Имели место недоделки и ошибки, потому что здесь никогда не было демократии и она еще не достроена, но было избрано правильное направление, и я надеялся и дальше идти с Путиным по этому пути", - говорит Касьянов.
Но, когда произошла трагедия в Беслане, президент, вместо того, чтобы в ответ на террористический акт усилить безопасность граждан, воспользовался ситуацией для смены курса. Многие тогда недооценили опасность, но сегодня регресс очевиден, полагает экс-премьер.
Абсолютно неважно, кто возглавляет правительство, потому что Путин стоит во главе всего, он одновременно и президент, и глава правительства. Нет разделения властей. Ни правительство, ни парламент не функционируют как самостоятельные органы. Российская политика определяется только одним: тем, что нравится президенту, полагает Касьянов.
Про "корпорацию чекистов"
Прокомментировал лидер НДС и открытое письмо главы Федеральной службы по борьбе с оборотом наркотиков Виктора Черкесова, который заявил в ней, в частности, что у ветеранов КГБ, сегодня стоящих у власти, есть три пути: как можно скорее перейти к нормальному гражданскому обществу, продолжать манипулировать обществом, подвергаясь риску скатиться к диктатуре латиноамериканского образца, или самоликвидироваться, тем самым уничтожив и страну.
"Это циничное объяснение, свидетельствующее о глубокой болезни всего окружения президента и проблемах и угрозах для государства и общества", - полагает Касьянов. Верхом цинизма является то, что в центр всего в России Черкесов поставил "корпорацию чекистов", которые, по словам экс-премьера, "вредны для страны". Они, в том числе и автор статьи, не верят в переход к нормальному обществу, потому что оно не соответствует их видению мира, полагает Касьянов. Такая возможность ими не рассматривается, это иллюзия.
Установление в России диктатуры латиноамериканского покроя действительно возможно, полагает Касьянов, указывая, что, уже есть ее первые признаки во внутренней и внешней политике. Тем не менее полного возврата в СССР не будет: в отличие от Советского Союза, у России благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и более высокая степень интеграции в мировой рынок (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Про несостоявшуюся реформу "Газпрома" и угрозу Евросоюзу
В свою бытность премьером Касьянов трижды предлагал реформировать "Газпром", разделив его на добывающую и транспортирующую компании, как это сейчас происходит с РАО "ЕЭС". Однако каждый раз наталкивался на возражения, в том числе и лично Владимира Путина. Напомним, что именно такой реформой газового монополиста обуславливается его вхождение на европейский рынок проектом предложений по либерализации рынка электроэнергии и газа ЕС.
Сейчас "Газпром", по мнению Касьянова, это непрозрачная компания, потому что многое из того, о чем должны знать акционеры и граждане страны, неизвестно. Активы, не связанные с основной деятельностью, отражены в едином бухгалтерском балансе, и это вызывает большую неразбериху, покрывает многие ошибочные решения и отсутствие прозрачности. Как следствие правительство РФ до конца не понимает, как работает этот газовый гигант и чем он занимается.
По мнению Касьянова, "Газпром" маскируется под акционерное общество, но использует государство для давления на коммерческих потребителей и не дает нормально развиваться независимым производителям. Газовый сектор не развивается должным образом и не удовлетворяет растущий спрос ни в самой России, ни в ЕС.
Ожидаемый рост потребления российского газа в европейских странах не обеспечен инвестициями, которые необходимы для увеличения добычи, сегодня находящейся в состоянии застоя. Поэтому если будет продолжена нынешняя политика президента Путина, Евросоюз очень скоро может столкнуться с тем, что у России не хватит газа для удовлетворения его спроса, полагает экс-премьер.
В случае, если бы реформа, предлагавшаяся Касьяновым, состоялась, то "Газпром" занимался бы исключительно добычей газа и, возможно, нефти. При этом он стал бы крупной газодобывающей компанией, функционирующей как акционерное общество с участием иностранного капитала. Сейчас же системы транспортировки принадлежат корпорации, действующей в своих интересах.
Про корпоративные долги и кошелек налогоплательщика
Кризис неуплаты по международным долгам со стороны российских госпредприятий обсуждается экспертами со скепсисом. Однако при стечении некоторых обстоятельств такой сценарий не исключается. Тем более, что российские госкорпорации занимают на Западе много и с удовольствием. Прямой государственный долг за 2006 год снизился с 71,1 до 45,1 млрд долларов. А с корпоративными заимствованиями ситуация прямо противоположная: к 2007 году объем внешнего корпоративного долга РФ вырос до 310 млрд долларов (на начало на начало 2005-го - он составлял 20 млрд долларов).
Российские компании с госкапиталом берут кредиты на Западе, однако используют их неэффективно. При этом формально государство по этим долгам не отвечает: формальных юридических государственных гарантий нет, только косвенные. "С юридической точки зрения никто не может судиться с Российской Федерацией, владеющей контрольным пакетом акций "Газпрома"", - говорит Касьянов.
И если "Газпром" не выплатит свои долги, это может отразится на рядовых налогоплательщиках - российские власти могут переложить на них бремя выплат. Хотя, оговаривается Касьянов, строить прогнозы здесь тяжело, поскольку это зависит от множества условий. Тем не менее такая опасность существует, говорит экс-премьер.
Про дело ЮКОСа
На посту премьера Михаил Касьянов неоднократно критиковал действия прокуратуры против создателя ЮКОСа Михаила Ходорковского, оказавшегося в октябре 2003 года в заключении. Само это заключение было знаком того, что власти готовят смену курса, говорит Касьянов. По его мнению, экономические обвинения по делу ЮКОСа были необоснованными, и доказательство тому - раздел и продажа ЮКОСа компаниям-призракам через год после ареста Ходорковского. Основной нефтедобывающий актив ЮКОСа - "Юганскнефтегаз", напомним, купило неизвестное до этого ООО "Байкалфинансгрупп", созданное и позже ликвидированное государственной "Роснефтью". "Это ясно свидетельствует о том, что они делали то, чтобы было им выгодно", - отмечает экс-премьер.
Свою роль в этом деле сыграло и пассивность общества. По мнению Касьянова, поначалу никакого плана смены курса не было, но, когда в Кремле увидели, с какой легкостью все прошло, в том числе и захват ЮКОСа в декабре 2004 года, "они потеряли стыд и отняли экономические активы нефтяной компании одновременно с изменением избирательной системы".
"Летом 2004 года Путин сказал, что государство не хочет разрушать ЮКОС, и мы с облегчением подумали, что речь шла об ошибке, которая будет исправлена, а не о преднамеренной кампании", - напоминает ситуацию Касьянов. Однако осенью, когда были приняты "законы, практически изменяющие конституцию, а первая российская нефтяная компания перешла в собственность компании-призрака", экс-премьер, по его словам, убедился в том, что это была не ошибка, а "преднамеренная кампания по изменению механизма управления страной и собственностью в России".
Про выборы и несговорчивую оппозицию
Прокомментировал Касьянов и свой призыв бойкотировать декабрьские парламентские выборы и готовность выдвинуться единым кандидатом от оппозиции на мартовских президентских выборах. Противоречия здесь никакого нет, говорит глава НДС: "Участие в парламентских выборах при новой вредоносной законодательной схеме причинит ущерб будущему страны и демократам, потому что оно поможет режиму приобрести легитимность. Другое дело - президентские выборы, однако решения можно будет принимать только в начале декабря, и я не исключаю, что участие в них тоже окажется вредным".
Однако между этими голосованиями есть одно существенное различие, говорит Касьянов. На президентских выборах есть свобода соревнования, хотя доступ к ним труднее. На парламентских - граждане не могут выдвинуть своего кандидата, "так как вся система порочна", и участвовать в этих выборах - значит узаконивать эту систему, а это вредно.
На вечный вопрос, почему партии демократической оппозиции не объединяются, лидер НДС отметил, что в оппозиции существует пять партий с различными взглядами, и постепенно им удается найти общее понимание ситуации.
С одной стороны, партии расстаются с мыслью о том, что Путин хочет избрания репрезентативного парламента. Но некоторые, такие как "Яблоко" или СПС, верят, что могут получить место в Думе. Поводов для соперничества в антипутинской коалиции, по мнению Касьянова, становится все меньше. В начале декабря демократическая оппозиция получит новую возможность сформировать большую демократическую коалицию, которая, по оценке Касьянова, обеспечит 25-процентную поддержку единому кандидату в президенты. "Мы должны объединиться перед лицом угрозы авторитарного тупика. Если мы договоримся, мы сможем превратить апатию в энтузиазм", - заключил лидер НДС.